Домой Дети Как научить ребенка считать?

Как научить ребенка считать?

501
0

Как научить ребенка считать?Знакомство с математикой начинается буквально с первых месяцев жизни малыша и продолжается всю жизнь. Существует мнение, что математика зародилась в глубокой древности в ответ на потребность человека в красоте и гармонии, а также как инструмент, необходимый в его повседневной жизни. Сейчас математика как наука достигла необычайных высот.

Уже в начальной школе современные дети изучают то, что во времена Пифагора считалось тайным знанием, доступным только лучшим из лучших. И конечно, учить ребенка математике лучше начинать задолго до поступления его в школу. Родителям важно понять, что обучение малыша математике не исчерпывается знакомством с цифрами, числами и различными арифметическими действиями. Овладение математикой требует прежде всего хорошего уровня развития высших психических функций: восприятия, внимания, памяти и мышления. Поэтому учить ребенка математике означает развивать все вышеперечисленные функции. Когда и как? Для ответа на этот вопрос попробуем обозначить некоторые «вехи» в развитии малыша.

От 6 месяцев до 1 года. В этом возрасте ребенок начинает сидеть. Прекрасная поза для начала обучения основам математики. Попробуйте дать ему представление о некоторых закономерностях.

Положите перед ребенком маленькую яркую игрушку. У него на глазах накройте ее стаканчиком и попытайтесь подтолкнуть ребенка к поиску этой игрушки. Когда ребенок хорошо усвоит, что игрушка под стаканчиком, усложните задание — возьмите два, а позже — три одинаковых стаканчика. Главное, прятать игрушку надо так, чтобы ребенок видел, куда вы ее спрятали. Можно поиграть с ребенком в другую игру. Возьмите экран (можно просто неяркую книгу большого формата) и машинку или другую привлекательную для малыша игрушку. Двигайте машинку перед ребенком слева направо так, чтобы через какое-то время она заехала за экран. Ребенок должен научиться прогнозировать появление этой машинки с правой стороны экрана и переводить туда взгляд еще до появления машинки. Через какое-то время измените направление движения справа налево. И конечно, главные игрушки этого возраста — кубики и мячики. Они дадут ребенку первые представления о форме и цвете. Обязательно обращайте внимание ребенка на то, что этот кубик (мячик, зайчик и т.п.) — большой (маленький). Говорите ему, что кубиков много, а мячиков мало.

Как научить ребенка считать?От года до двух. У ребенка появляются первые слова. В их числе есть и «математические»: много, мало, большой, маленький. В это время уже можно учить ребенка различать некоторые основные цвета. А помогут нам в этом игрушки. Самая важная для развития математических представлений игрушка — пирамидка. Для ребенка этого возраста она должна иметь не более 3 колец. Причем ребенок в возрасте до полутора лет надевает эти кольца, совершенно не ориентируясь в их размерах. Зато на этой игрушке можно хорошо отработать понятия цвета, размера и даже формы (круг). К двум годам ребенок может собрать такую пирамидку правильно. Еще одна прекрасная игрушка — набор стаканчиков разного размера. Развитию понятия формы способствуют различные игры-вкладыши.

От двух до трёх. Время появления у ребенка фразовой речи. Запас «математических» слов пополняется. В этом возрасте ребенок должен научиться различать и называть все основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Количество колец в пирамидке увеличивается и к трем годам должно быть не менее пяти. В этом возрасте нужно учить ребенка выделять один предмет из множества, находить, где много машинок, а где одна. Обратите внимание на то, что хотя в норме ребенок этого возраста еще очень плохо согласовывает числительные с существительными, все же показывать ему образец правильного согласования необходимо. Так, если ребенок сказал «один киса», скажите ему: «да, одна киса». Но не требуйте постоянно, чтобы ребенок повторял за вами правильно.

От трёх до четырёх. Ребенок легко выделяет «одно» и «много». Начиная с трех лет, его можно учить считать. Главное, что важно знать и понимать взрослому — у ребенка должно быть, что считать. Дело в том, что числа — это абстракция. Абстрактное мышление начинает формироваться у ребенка (по разным данным) только в 8-12 лет! Поэтому за любым числом должен стоять предмет:

1 зайчик, 2 машинки, 3 кубика и т.п. В этом возрасте нужно учить малыша сравнивать множества, разбираться в понятиях «столько — сколько». Для этого Вам нужны будут пособия двух видов: карточки и вырезанные фигурки. На карточках надо нарисовать от одного до четырех одинаковых животных (2 зайца, 3 кота, 2 ёжика и т.п.) Ребенка 3-4 лет лучше учить считать в пределах четырех — пяти, не более. В соответствии с карточками должны быть вырезанные предметы. Для зайчиков — морковки, для котиков — рыба, для ёжиков — грибочки. Обратите внимание, вырезанных предметов должно быть больше, чем нарисованных. Обучение ребенка по этим пособиям должно проходить в несколько этапов. Сначала мы просто считаем животных. При этом он должен научиться четко соотносить одно числительное с одним предметом. Например, на карточке три ёжика. Ребенок считает их: «один, два, три» и отвечает на вопрос «Сколько?» последним числительным — «три ёжика». После того, как ребенок научился определять, сколько животных нарисовано, просим его дать каждому ёжику по грибочку. Обращаем внимание ребенка на то, что грибочков столько, сколько ёжиков — три ёжика, три грибочка. После того, как понятие столько — сколько усвоено, можно усложнять задание. «Положи грибочков больше, чем ёжиков. Молодец! Сколько ёжиков? А сколько грибочков? Грибочков больше, чем ёжиков». Так же отрабатываем понятие «меньше».

Как научить ребенка считать?Для развития понимания формы предмета тоже существуют различные пособия. Самые простые можно сделать самим. Например, на плотном листе бумаги нарисовать три фигуры — круг, квадрат и треугольник. На маленьких карточках нарисовать предметы различной формы. Предметы круглой формы: часы, солнце, пуговица, колесо. Предметы квадратной формы: телевизор, картина, окно, книга. Предметы треугольной формы: морковь, ёлка, кусок торта, палатка. После того, как ребенок внимательно рассмотрел все нарисованные предметы, попросите его положить на круг предметы, похожие на него формой. То же самое сделайте для предметов квадратной и треугольной формы. Попробуйте поискать вместе с ребенком дома или на улице предметы, похожие на круг, треугольник, квадрат. Существует множество игр для развития внимания, памяти, мышления в этом возрасте. Учите с ребенком коротенькие стишки, ищите на картинках «спрятанные» предметы, отличия в двух картинках (отличий должно быть от 3 до 5 и они должны быть хорошо видны). В этом возрасте можно с ребенком начинать собирать паззлы. Сначала собирает родитель, а ребенок «подсказывает», несколько позже — наоборот: ребенок собирает, родители подсказывают.

От четырёх до пяти. Начинайте учить ребенка понятиям «справа, слева, вверху, внизу». К пяти годам ребенок уже может сосчитать до 10 предметов, должен хорошо знать все основные цвета и некоторые их оттенки. В этом возрасте можно учить ребенка цифрам, понятиям «следующий» и «предыдущий», учить проходить лабиринты небольшой сложности. Для развития ассоциативного мышления подходят задания такого вида: на картинке нарисованы предметы: чайник, молоток, чашка, рыба. Ребенок должен догадаться, что чайник и чашка связаны, и объяснить, почему. Можно искать «лишние» предметы и объяснять, почему они лишние. А можно наоборот, искать предметы одной логической группы (все овощи, всю обувь и т.п.). Для закрепления понятий формы подойдут задания типа: раскрась на картинке все треугольники красным цветом, квадраты — зеленым, а прямоугольники — синим. Или: закрась на картинке все треугольники (или прямоугольники, или квадраты). В результате таких раскрашиваний должна получиться какая-либо картинка.

После такой подготовки ваш малыш легко сможет учиться как на подготовительных к школе занятиях, так и в школе. Помните, что обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить в игровой форме и только пожеланию ребенка. Не занимайтесь, когда ребенок устал, нездоров или просто не хочет. Прекращайте занятия до того, как ребенку это надоест. Важно привить у ребенка любовь к получению новых знаний, научить его радоваться удачно выполненным заданиям и не огорчаться, если что-то не получилось с первого раза. И пусть учеба приносит радость и вам, и вашему малышу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь