Домой Дети Мой ребёнок не любит читать!

Мой ребёнок не любит читать!

609
0

Ребёнок не любит читатьВсё чаще родители произносят эти слова. Сначала жаловались родители подростков, и это не удивляло. Потом добавились жалобы на семи- восьмилетних детей. Ну с этими, вроде, тоже понятно. Пришли в первый класс, читают с трудом, учителя не задерживаются на медленном слоговом чтении, на простых текстах — школьные программы всё быстрее, всё сложнее.

Лучше, если вы научили ребенка читать до школы. И, кажется, чем раньше, тем лучше. Пособия по раннему развитию сообщают, что «после 3-х уже поздно», курсы чтения для малышей имеются повсеместно. И стараемся, учим, чтоб в школе ребенку легче было: и с пяти лет учим, и с трёх…

А родители опять жалуются: не хочет, не любит! И это уже о дошкольниках!

Ане скоро шесть, и она не хочет идти в школу.

— Сами посудите, — объясняет мне умненькая и рассудительная девочка, и на что мне эта школа? Я с трёх лет на английский, математику, риторику и психологию хожу.

Сама посудив, я в душе с ней соглашаюсь.

— А ещё она очень не любит читать, — добавляет мама, уже готовясь к выходу.

— Какие ж ваши годы, ей ещё и шести нет, а Вы, наверное, заставляете её сидеть читать. Вы не заставляйте — она и полюбит, когда сама потихоньку начнёт читать по своему желанию.

— Да нет же, я её не заставляю, я ей сама читаю, а она — не любит!

Ребёнок не любит читатьЭто неожиданно: здоровый, весёлый, развитый ребенок, который не любит, когда мама читает ему вслух. Первые мысли были о несоответствии репертуара, как говорят библиотекари, возрасту ребенка. Наверное, читали пятилетней Ане книжки для более старшего возраста, неинтересные по тематике, может быть, читали слишком много и долго. Эти предположения не подтвердились, последняя прочитанная книжка — сказки Андерсена. Оставалось напрямую выяснять всю правду у ребенка.

— Анечка, — осторожно спрашиваю, — а тебе сказки не нравятся, про Дюймовочку, про стойкого оловянного солдатика, про китайского императора?

— Вы что, — чуть не кричит Анечка, — Дюймовочка у меня самая любимая!

И начинается рассказ о приключениях девочки — Дюймовочки, о её похищении безобразной старой жабой, об опасностях путешествия на листе кувшинки, о неприятной встрече с майскими жуками, страхе попасть в подземелье слепого крота. Аня рассказывала подробно, иногда — в самые трудные для Дюймовочки минуты — голос девочки дрожал, казалось, сейчас сама заплачет, переживая беды, выпавшие на долю героини. Успокаивалась Анечка по мере приближения счастливой развязки, и совсем радостно поведала о встрече Дюймовочки с королем эльфов.

Ситуацию прояснил бодрый голос мамы: «Да нет, пока я ей читаю, она слушает, всё хорошо. Но как только начинаем отрабатывать прочитанный материал, — плачет, кричит, убегает».

— А как же это вы его отрабатываете?

И мама, педагог высшей школы. Объяснила, что за чтением следуют ответы на вопросы об авторе, названии произведения, главных героях, а под занавес — обязательный пересказ. Нет слов.

Всё чаще приходят родители, старающиеся «как можно больше дать ребенку», боящиеся не успеть вложить в него всего, что задумали. Они много времени проводят с детьми, играют с ними, учат, читают вслух. Но чтение рассматривают как способ «вложить» в малыша побольше сведений, как «обучение». А такое чтение предполагает и проверку усвоенного, и отработку, и закрепление материала, И читают наши мамы и папы даже самые лучшие детские книжки с установкой на «отработку», бдительно проверяя, сколько в ребенка «вложилось». А сам процесс чтения выстраивается по модели урока, с постоянным контролем усвоенного материала.

Ребёнок не любит читатьПредставьте себя ребенком, слушающим и переживающим историю Дюймовочки. Но при этом вы знаете, что за каждое услышанное слово через несколько минут придётся держать ответ. Надо как можно лучше всё запомнить, ничего не перепугать, но ведь оно переживается.

Такая «псевдоучебная» установка противоречит самому смыслу дошкольного чтения — детского слушания. Дошкольное чтение-слушание — это прежде всего общение с читающим взрослым, совместное с ним переживание событий и приключений героев.

Мы часто видим, как один малыш в песочнице ударил лопаткой (или толкнул, или ещё как-нибудь обидел) другого. Обиженный плачет, а обидчик внимательно с интересом наблюдает, или просто поворачивается спиной к пострадавшему. Ему не жалко другого человека, он не умеет поставить себя на место этого другого и посочувствовать ему. Он просто не умеет сочувствовать. А переживать за Колобка, которого вот-вот, уже совсем скоро съест хитрая Лиса, почему-то может. И рыдать от жалости к Дюймовочке, и хохотать над приключениями обезьянки Анфисы — тоже может. Понять, почувствовать, пережить происходящее с литературными героями ребенку легче, чем происходящее с другим человеком.

Рождается сочувствие герою: сорадование и сопереживание, разделенное с близким взрослым, происходит настраивание на одну эмоциональную волну с родным человеком — вместе удивляемся, грустим, смеемся. Так ребенок учится сопереживанию, так развивается его эмоциональный мир, так он ощущает общность со взрослым.

А если взрослый во время чтения думает о том, что ребенок усвоит, а тот, в свою очередь, об ответах на вопросы, какое уж тут совместное сопереживание? Получается, читали-читали, а самого важного и не произошло.

Как и что читать ребенку, чтобы хорошая книга со временем стала его жизненной необходимостью, чтобы он вырос Читателем? Вот несколько самых простых советов.

Выбирайте книжку в соответствии с возрастом маленького читателя. Не спешите опережать события — всему своё время. Дошкольное детство — время детских стихов, сказок, рассказов, в 5-6 лет обычно ребёнок уже может слушать и повести. Не увлекайтесь «учебной» и познавательной литературой (хотя и не исключайте её совсем из круга чтения). В этом возрасте гораздо важнее литература художественная.

Помните: чтение — это радость, удовольствие и для вас, и для ребенка. Вы хотите, чтобы ваше дитя — малыш, подросток, и даже совсем взрослый — любило читать? Как сказал замечательный французский педагоги писатель Д. Пеннак, глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Чтение можно подарить, чтением можно удивить, обрадовать, увлечь. Ваш собственный интерес, увлеченность, удовольствие передаются маленькому слушателю. Не делайте из чтения нудной «обязаловки» и уж тем более уроков.

moj-rebyonok-ne-lyubit-chitat-3

Вспомните любимые книги вашего детства, что вы любили слушать в его возрасте, какие книжки рассматривали, просили перечитывать. Во многих домах хранятся старые детские книжки — мамины, папины. Ничего, что они не такие яркие, что они зачитаны, потрёпаны — это придает им особую прелесть. Это «живые» книжки: их читали-перечитывали, любили, над их страницами плакали и смеялись. Но если вдруг любимая книга вашего детства не производит на ребенка никакого впечатления — не огорчайтесь. Он — не вы, у него мо гут быть другие интересы и предпочтения. А может, просто время этой книжки еще не пришло. Не секрет, что каждая книга, чтобы по-настоящему встретиться с читателем, должна быть прочитана в свое время и в своей ситуации. Тогда она запомнится.

Хорошо, когда для чтения есть в семье определенное время — перед сном, после обеда… Тогда ребенок ждет этого момента, внутренне готовится к встрече с книгой. Но если он просит почитать и в другое время, постарайтесь не отказывать.

И последнее. Если вы читаете мало, малыш может «не войти во вкус», не успевает привыкнуть к радости хорошей книги. Но если вы читаете навязчиво много, у ребенка может наступить пресыщение, снижение, а то и утрата интереса к чтению. Найдите золотую середину. И не забывайте, что еще есть игры и друзья, прогулки, хорошие мультики, таинственная жизнь природы, участие и помощь в семейных хлопотах, да мало ли ещё дел у маленького человека!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь