Домой Без рубрики 5 основных правил обучения речи в раннем возрасте

5 основных правил обучения речи в раннем возрасте

438
0

Обучение речи в раннем возрастеНачинайте с рождения

Новорожденный прислушивается к звукам, поэтому разговаривайте с ним с самого рождения. К четырем месяцам слушатель становится участником процесса: он начинает «гулить». Распевание звуков является отличной тренировкой артикуляционного аппарата. Очень важно оценить его старания: участвуйте в «разговоре», повторяйте за ним, хвалите, предлагайте новые «песенки».

Первые уроки

Как только малыш активно залепетал — ма-ма-ма, та-та-та и так далее “ настало время первых уроков. В период с 6 месяцев до года очень важно, чтобы ребенок много слушал. Подберите простую сказку в аудиозаписи, в которой есть песенки, подражание звукам — жужжанию, мяуканию и так далее. Ставьте сначала короткие отрывки (до 3 минут), подражайте звукам, предлагайте ему повторять за вами. Только выбирайте время, когда он отвлекает его внимания. Со временем увеличивайте продолжительность прослушивания, задавайте ему вопросы по ходу сказки: что сейчас будет? Кто жужжит? И т.д. Помимо прослушивания сказок больше общайтесь с ребенком простыми предложениями. Произносите слова правильно, не сюсюкайте, чтобы у ребенка сформировалась грамотная речь. Кроме того, читайте малышу короткие стишки и песенки. Еще не разговаривая, дети могут запоминать звучание текста. Потом это поможет освоить слова.

Поддерживайте разговор

Обучение речи в раннем возрастеПосле года словарный запас начнет стремительно расти, потому что ребенок пытается подражать всем словам и звукам, которые слышит. Проговаривайте словами все, что вы с ребенком видите и делаете. Пусть предложения будут короткими, понятными и имеют причинно-следственную связь. Например: «Мы идем в магазин. Купим Саше молоко», «Светит солнышко. Папа с Олей пойдут гулять». Соблюдайте принцип постепенности: сначала закрепите в сознании ребенка название предмета, затем изучайте его свойства. Например: «Это машина. Машина большая. Машина синяя. Как едет машинка? Б-р-р-р, да машинка едет, б- р-р-р». Изучайте машинки, играя в них.

Важно!

Если в возрасте 2-3 лет ребенок не начал лепетать или к годовалому возрасту малыш не произносит слова – это повод для тревоги. Если ребенок старше двух лет не говорит целыми словами и фразами – это серьезный повод обратиться к логопеду. Консультация с логопедом в трехлетнем возрасте рекомендована всем детям, вне зависимости от того, наблюдаете вы у него дефекты речи или нет.

Другие слова показывайте на картинках в книге, на игровых карточках.

Важный момент: вначале дети разучивают звукоподражание (б-р-р-р) и только потом — слово, его обозначающее (едет). Почаще называйте предмет или действие в ответ на произнесенный ребенком звук. Например: ребенок услышал или увидел на картинке поезд и произнес «ту-ту!» — подтвердите: «да, ту-ту, поезд поехал». Просите его произносить просьбы. Например, если малыш показывает на дверь, то попросите: «Говори «хочу гулять». Произносите слова правильно. Ребенок может ошибаться в произнесении сложных звуков, но вы задавайте правильный тон. С трех лет ребенок должен называть знакомые слова правильно (не «исипед», а «велосипед”, не «ав-ав», а «собака»). Если ребенок произнес слово неправильно, поправляйте его.

Уже начиная с периода «гуления», и тем более, когда ребенок начнет произносить слова, задавайте вопросы в ответ на его «рассказ»: «Правда? Что ты говоришь? До чего же интересно! А потом что?». Очень полезно ставить вопросы к прочитанной сказке или картинке: «Кто испек колобок?», «Где стоит чашка?». Это важно также для умения связно мыслить.

Разрабатывайте артикуляцию

Обучение речи в раннем возрастеДля развития речи полезно тренировать артикуляционный аппарат. Это одна из самых любимых игр маленьких детей: кривляйтесь вместе с ним перед зеркалом, пытайтесь лизнуть свой нос или подбородок, вытягивайте губы в трубочку, машите языком как крылом и так далее. Передразнивайте животных: как цокает лошадка, как хомяк набивает щеки… Придумывайте игры, в которых задействованы язык, губы и зубы: дуть на чай или разгонять бумажные кораблики, задувать свечи, пускать мыльные пузыри.

Помогайте пальчиками

Центры мелких движений и речи находятся в мозгу в непосредственной близости друг от друга. Поэтому развитие мелкой моторики помогает быстрее освоить речь. Прелесть в том, что для этого не нужны специальные игрушки (хотя конструкторы любят все современные дети). Просто позвольте ребенку повозиться дома — поиграть с крупой и макаронами, запустить руки в муку или сахар, поперебирать мамины бусы, пуговицы, позакручивать крышечки. Только следите, чтобы мелкие предметы не исчезли во рту.

Кубики, мячики, куклы, машинки тоже развивают мелкую моторику, а вот электронных приспособлений для развития маленькому ребенку лучше не покупать. Он познает мир через непосредственный опыт взаимодействия с предметами; электроника в этом смысле ограничивает развитие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь