Домой Без рубрики Ребенок — инвалид. Вместе все преодолеем

Ребенок — инвалид. Вместе все преодолеем

434
0

rebenok-invalid-vmeste-vse-preodoleemНачиная с середины 1990-х годов прошлого века, в нашей стране начал активно внедряться общемировой подход к воспитанию, обучению и развитию детей-инвалидов. В основе этого подхода — обучение детей- инвалидов вместе с другими детьми, осуществление системных мер по интеграции детей-инвалидов в окружающую социальную среду, а также повышение социально-экономических стандартов жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами.

Надо сказать, что процесс социальной интеграции детей-инвалидов идет если и не медленно, то далеко не так быстро, как хотелось бы. Пой прежнему большинство детей-инвалидов пребывает в ситуации вынужденной изолированности от общества, а их родители зачастую чувствуют себя одинокими и не знают, где найти поддержку.

Речь идет не о материальной поддержке, а о моральной. С материальной помощью семьям, имеющим детей-инвалидов, все более-менее ясно — информация о положенных льготах и о том, как их оформить, доводится до социально незащищенных семей департаментами социальной защиты населения и их структурными подразделениями на местах.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают определенные, подчас весьма значительные трудности во взаимодействии с другими детьми, вследствие чего семьи, имеющие детей-инвалидов, бывают лишены реальной возможности общения с другими семьями. Им трудно находить и устанавливать контакты с социальным окружением.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется не только целенаправленная профессиональная помощь, помогающая наилучшим образом обеспечить благополучие детей-инвалидов и взрослых членов их семей, но и общественное содействие, общественная поддержка.

rebenok-invalid-vmeste-vse-preodoleem-1Очень важным компонентом общественной поддержки является контакт с соратниками, товарищами по несчастью, другими родителями детей-инвалидов. В общении с ними можно сразу рассчитывать на понимание, эффективный, взаимно полезный обмен опытом, установление товарищеских взаимоотношений. Это в целом расширяет возможности взаимодействия семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, с социальным окружением.

Преодоление изолированности, образование новых социальных связей, получение социальных навыков — одна из главных целей семей с детьми- инвалидами. Говоря о необходимости социальной интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, нельзя забывать и о взаимодействии семей, имеющих детей-инвалидов, с другими семьями, оказавшимися в подобном положении.

Практически в каждом районе Москвы есть общества семей с детьми-инвалидами. Помещения, в которых располагаются эти общества, используются как досугово-игровые центры, где родители, воспитывающие детей-инвалидов, общаются друг с другом и сообща решают различные проблемы. Конечно же, усилия обществ семей с детьми-инвалидами направлены не только на то, что бы сплотить родителей, но в первую очередь на то, чтобы дать детям, имеющим ограниченные возможности, как можно больше внимания, как можно больше возможностей, чтобы каждый из них обязательно бы нашел свое место в жизни. Общества семей с детьми-инвалидами работают по принципу взаимной помощи и взаимной поддержки. Каждый член общества не только получает необходимую помощь, но и оказывает ее другим. Чувствуя поддержку товарищей, руководствуясь их советами, можно преодолеть любые трудности.

Члены общества организуют различные мероприятия для своих семей. Мероприятия самые разнообразные: поездки на экскурсии, в театры и музеи, мастер- классы для детей, фестивали, соревнования, праздники с играми, различные творческие конкурсы, загородные поездки и т.п.

Кроме того, в обществах семей с детьми-инвалидами можно получить практически любую нужную информацию, причем уже проверенную на деле.

Необходимыми сведениями о районных обществах семей с детьми-инвалидами располагают отделы социальной сферы районных управлений.

Как организовать рабочее и игровое место ребенка — инвалида

Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалидом считается любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его физических или умственных возможностей. Иначе говоря, инвалидность — это состояние, в той или иной мере ограничивающее возможности. При оборудовании рабочих и игровых мест для детей-инвалидов необходимо учитывать, какие именно возможности ограничены и степень их ограничения, и действовать, исходя из этого.

Порой бывает очень сложно понять, что и как надо сделать, с чего на-чать, ведь у родителей нет опыта в подобных делах.

В первую очередь надо представлять, что требуется от рабочего или игрового места ребенка-инвалида.

Рабочее или игровое место ребенка-инвалида должно обеспечивать:

  • безопасность труда или игр;
  • выполнение работ с незначительными или умеренными нагрузками (имеются в виду все виды нагрузок: физические, динамические и статические, интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные);
  • отсутствие факторов, могущих вызвать ухудшение здоровья или травматизм ребенка-инвалида;
  • удобный доступ.
  • Прежде всего следует определиться с территорией, которую можно отвести для этих целей. Если места достаточно, то можно устроить две
  • отдельные зоны, если же места мало, то в какой-то мере совместить их — так, например, чтобы проход в рабочую зону при необходимости становился частью зоны игровой.

Очень полезно, прежде чем закупать мебель и материалы и начинать работу, сделать проект и обсудить его с врачами и педагогами. Возможно, они дадут вам хороший совет или обратят внимание на то, что вы упустили из виду.

Дети растут, ваш проект непременно должен предусматривать это обстоятельство. Подумайте о том, что и как вам придется менять по мере роста ребенка, постарайтесь предусмотреть все, чтобы потом вам не пришлось заниматься капитальной переделкой рабочей и игровой зон. Старайтесь приобретать мебель, которая имеет возможности регулирования по росту и индивидуальной подгонки.

Мебель и вся оснастка должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям ребенка-инвалида, полностью удовлетворять его ограниченным возможностям. Мебели с распашными дверками, увеличивающими ее общие габариты, лучше избегать, отдавая предпочтение мебели с раздвижными, шторными дверками и вообще всем видам дверок, не выходящих за пределы мебели. Также следует отдавать предпочтение мебели обтекаемой формы, без острых углов и выступающих элементов (деталей).

Очень важно (если, конечно, это необходимо) обеспечить ребенку- инвалиду удобную возможность хранения, захвата и перемещения инструментов, предметов труда, игрушек. Доступ ко всем предметам должен быть максимально удобным.

Все неподвижные элементы стационарного оборудования, предназначенные для использования детьми-инвалидами, должны быть прочно и надежно закреплены. Следует позаботься о том, чтобы все крепежные детали оборудования, различных регуляторов, электрических выключателей и т.п. не выступали за плоскость закрепляемого предмета. Правильная организация пространства помогает избавиться от тесноты.

При проектировании надо помнить об обеспечении возможности удобного доступа. Так, например, для детей, передвигающихся в инвалидной коляске, должны быть предусмотрены дополнительные площади для свободного подъезда и разворота.

Отдельного внимания заслуживает устройство правильного освещения. Освещение рабочего стола ребенка должно быть ярким и равномерным. Светильник, освещающий стол, должен быть расположен так, чтобы не давать тени, когда ребенок находится за столом. Свет также не должен падать на экран монитора и не давать бликов. Очень удобны для освещения рабочего стола светильники, конструкция которых позволяет менять их положение. Для освещения рабочего места ребенка рекомендуется выбирать лампы «холодного» света. «Холодный» свет в большей степени, чем теплый, способствует концентрации внимания, т.е. создает рабочую атмосферу, поэтому лампы «холодного» света чаще всего используются там, где люди работают. Светильники в игровой зоне должны быть оборудованы закрытыми плафонами из прочного пластика.

В цветовом оформлении рабочей и игровой зон следует избегать черного, темно-серого и фиолетового цветов, так как они оказывают угнетающее воздействие на психику. Красный, оранжевый и желтый цвета действуют на нас возбуждающе, а зеленый и голубой, напротив — успокаивающе.

Как бы тщательно не был бы продуман проект, жизнь может внести в него свои коррективы. Вполне возможно, что по истечении некоторого времени надо будет внести какие-то изменения. Поэтому не стоит спешить выбрасывать материалы, оставшиеся после обустройства рабочего и игрового мест. Вполне возможно, что скоро они пригодятся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь