Домой Увлечения и хобби Кем хочет стать ребенок. Советовать, но не навязывать

Кем хочет стать ребенок. Советовать, но не навязывать

407
0

Кем хочет стать ребенок«Вы не представляете, какой это ужас!

Наш ребёнок хочет стать поваром!

У нас в семье никто никогда этим не занимался!

И вообще, что это за профессия?

Мы ведь про неё ничего не знаем!

А ещё мы боимся, что он на этой работе располнеет: он и та к уже не худенький, а там надо всё пробовать!»

Из монолога бабушки одного очень симпатичного семиклассника

Как правильно выбрать профессию? На что здесь можно ориентироваться? Что думают по этому поводу родители? А может, стоит прислушаться к мнению друзей? Такие вопросы задаёт себе большинство старшеклассников.

Бывает так, что взрослые, боясь навязывать свою точку зрения, как-то ограничивать свободу подростка, отпускают его «в свободное плавание» — пусть выбирает сам. В выборе будущей профессии подростку многое непонятно, неизвестно и поэтому очень страшно. Ведь надо не только осуществить выбор, но и принять ответственность за него — а это совсем не просто. Родительская помощь и поддержка здесь совершенно необходимы.

Современные подростки очень часто не знают, чем занимаются представители той или иной профессии. В последние десятилетия появляется много новых профессий с красивыми и загадочными названиями, но совершенно непонятным содержанием труда. Пожалуй, не каждый взрослый может объяснить, кто такой медиапланер, байер, тальман или комьюнити-менеджер.

Различные фильмы и сериалы тоже мало чем помогут помочь. Даже если в основу фильма положена производственная тематика, она служит скорее анту ражем, — на её фоне герои строят свои взаимоотношения, и совершенно непонятно, чем же они занимаются на работе.

Кем хочет стать ребенокК сожалению, многие старшеклассники даже не всегда знают, в чем состоит суть профессиональной деятельности их родителей. Поэтому ваши рассказы и рассказы ваших друзей о работе, её содержании и особенностях, «плюсах» и «минусах» очень важны для подростка. Во-первых, он начинает понимать, чем собственно занимаются его родители и друзья семьи. Во-вторых, расширяется его представление о мире профессий. В-третьих, происходит «внутренняя сортировка» профессий: вот этим я хотел бы заниматься, над этим ещё подумаю, а здесь никогда в жизни я работать не буду — это точно не моё.

Помимо рассказов о сути различных профессий, помочь подростку определиться с выбором может обсуждение его собственных интересов и склонностей.

Посмотрите, есть ли у вашего ребенка какое-то хобби: чем он любит заниматься в свободное от школы время? Какие кружки и секции посещает сам, а какие, если говорить откровенно, он давно бы бросил, если бы не вы? Вспомните, где он занимался долго, а откуда быстро ушёл? Почему? Да и на школьную программу стоит посмотреть с точки зрения её привлекательности именно для вашего сына или дочки: какие предметы нравятся, что легче даётся, а что не нравится вообще? Тут только важно четко понять, нравится или не нравится ребенку сам предмет или учитель, который его преподает.

Зная интересы и склонности ребенка, легче определиться с профилем обучения, который неизбежно придётся выбирать в старших классах. И выбирать его, безусловно, нужно вместе. Бывает так, что какие-то дисциплины, с точки зрения родителей, тяжело даются ребенку, он тратит на них неоправданно много времени. А с точки зрения подростка — это значимые и интересные для него науки, и ему хочется, чтобы с ними была связана его будущая профессиональная деятельность.

Начиная обсуждать с подростком вопросы построения его профессионального будущего, следует поделиться своим видением его будущей профессии и построения карьеры. Но ваше мнение не должно быть приоритетным и не подлежащим обсуждению. Обязательно нужно узнать точку зрения подростка: ведь именно ему потом придётся прикладывать усилия для овладения выбранной специальностью и работать по ней как минимум несколько лет своей жизни.

Как бы ни были бы сумбурны, абстрактны и нереалистичны мысли подростка о будущей профессии с вашей точки зрения, их нужно обязательно выслушать и обсудить.

Очень важно понять, как он видит себя в будущей профессии, чем мечтает заниматься и какие шаги планирует сделать на пути к своей будущей профессии, чем готов пожертвовать в период подготовки к поступлению в данное учебное заведение и на период обучения в нём. Постарайтесь вместе как можно больше узнать об интересующих ребенка профессиях.

Ещё одна особенность профессионального выбора состоит в том, что хотя и совершается он с опорой на интересы, склонности и способности старшеклассников, большую роль играют возможности его семьи. Ведь именно родители будут финансировать его подготовку к поступлению в учебное заведение и, возможно, обучение в нём. Не стесняйтесь сказать ребёнку о своих возможностях и ограничениях, это сможет избавить его от неоправданных ожиданий и иллюзий.

Кем хочет стать ребенокНу вот, наконец-то выбор сделан. Теперь необходимо разработать стратегию получения желаемой профессии. Для этого разбейте путь в профессию на небольшие максимально понятные вам обоим составляющие.

Обязательно сходите на день открытых дверей в те учебные заведения, где эту профессию можно получить. При этом важно не только сходить на традиционную встречу руководства с будущими абитуриентами, но самостоятельно совершить прогулку по его этажам, поговорить со студентами, посмотреть расписание занятий. А дома обсудить: что понравилось, а что не очень, не раздумал ли подросток поступать туда, куда хотел, и ещё — насколько он согласен приложить усилия для подготовки к поступлению в данные учебные заведения.

Если вдруг ситуация с профессиональным определением совсем зашла в тупик, то есть подростку интересно всё или неинтересно ничего, он не может выбрать наиболее подходящую ему профессию или его взгляды кардинально расходится с вашими (при этом вам кажется, что его выбор нереалистичен)

— стоит обратиться к специалисту-психологу. В Москве существует довольно много мест, где занимаются профориентацией. Психолог может выявить или ещё раз проверить профессиональные интересы и склонности, а также помочь построить план профессионального будущего. Возможно, здесь же вы сумеете найти точки соприкосновения по данному вопросу и понять, что и как необходимо сделать вам и вашему ребенку, чтобы путь в профессию для него был интересным и успешным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь