Домой Без рубрики Первый класс. Психологическая подготовка к школе

Первый класс. Психологическая подготовка к школе

523
0

Психологическая подготовка к школеВ какую школу отдать сына или дочку? В шесть с половиной или в семь? Как лучше подготовиться? Вот она, головная боль родителей будущих первоклассников. Причем последний вопрос некоторых мучает почти с рождения ребенка. Судя по рекламным объявлениям, к школе предлагается готовить с четырех, трех и даже двух лет.

А значит, на эти предложения есть спрос, наш родительский спрос, подогреваемый страхом что-нибудь упустить, желанием как можно больше вложить в него, впихнуть, наконец. И чтобы был у нас не хуже других, чтобы был конкурентоспособен в жизни вообще и при поступлении в школу в частности.

И посылается ребенок в школы раннего развития, среднего развития, общего и специального развития, имея с раннего возраста по 2-3-4 развивающих занятия в день. Везде он готовится к школе. Годам к шести значительная часть этих детей отчаянно не хочет идти в школу. Еще какая-то часть, придя в первый класс, вдруг оказывается не готова к обучению. Родители недоумевают: пишет, читает, считает, только что не логарифмы берет — и не готов? А бабушки ворчат: в наше время никто к школе не готовил, в класс по сорок пять детей принимали, буквы-то не все знали, а учиться хотели и даже сначала у всех получалось.

Так может, мы их как-то не так готовим? Что необходимо уметь ребенку, какими качествами обладать, чтобы успешно войти в школьную жизнь?

Психологическая подготовка к школеЧтобы понять это, давайте вспомним, с чего начинается школа. Приходит наш маленький человек первый раз в первый класс, и на него обрушивается лавина разнообразных правил: как сидеть, как руку поднимать, как и когда говорить, куда ходить — куда не ходить; каждое движение, каждое слово регламентировано. Это-то и запомнить поначалу невозможно, а уж чтобы выполнять… Хочется в окошко посмотреть, а надо учительницу слушать, которая велит три клеточки отступить, хотя пять или шесть было бы гораздо красивее — почему именно три? И чтобы справляться со школьной жизнью, приходится научиться делать не то, что хочется в данный момент, а то, что надо, да не просто так, а по правилам. А для того, чтобы эти правила принимать, необходимо, во-первых, уметь слышать, что говорит взрослый, вникать в содержание того, о чем он говорит, и во-вторых, понимать, что это надо тебе самому, потому что именно так ведут себя ученики, а ты хочешь быть учеником. Вот мы и добрались до самого важного: умения вести себя осознанно и произвольно, когда действия и поступки определяются сознанием и подчиняются воле. И надо хотеть быть учеником, т.е. быть готовым к принятию роли ученика. Но и этого недостаточно. Можно ходить в школу, потому что нравится собирать портфель, и поднимать руку, и вся внешняя сторона ученичества вроде бы освоена, но руку-то поднимают, чтобы сказать, и не просто что-нибудь, а ответить на вопрос учителя. А для этого нужно, чтобы тебе было интересно думать над вопросом, узнавать новое, чтобы у самого душа радовалась от красиво написанных палочек и буковок, чтобы хотелось решить эту никак не получающуюся задачку, заглянуть на следующую страницу — а там что? Иными словами, для успешного обучения ребенок должен иметь высокую познавательную активность, или познавательную мотивацию.

Откуда же это всё берется: потребность узнавать новое и придумывать самому, умение понимать и слышать другого, желание быть учеником и готовность действовать по правилам? Ответ простой и для многих неожиданный — из игры. Из той обязательной для нормального развития дошкольника свободной игры, которую многие современные родители считают пустой тратой времени.

Посмотрите, как много всего происходит с малышами, строящими запруду на ручейке. Для начала им надо поставить цель — преградить ручейку путь, сообразить, как это делать — составить план действий и выбрать средства для его осуществления; освоить орудия труда (в нашем случае лопатку, совок); надо придумать и создать новые орудия и средства труда из палочек, камешков; понять свойства материалов: песка, воды. Очень важно договориться о совместных действиях: когда один набирает воду в ведерко, чтобы другие не выливали ее обратно в лужу и не дрались трое из-за одной лопаты. А если что-то не получается — понять, что именно и какие меры надо предпринять. Ведь это вся наша взрослая жизнь, смоделированная в песочнице.

И это только первые игры. Дальше идут дочки-матери, магазины, путешествия, разыгрывания мультяшных сюжетов: создание замысла и распределение ролей, изготовление необходимых атрибутов, умение общаться и договариваться. Фантазия, воображение, планирование, мышление, коммуникации, освоение социальных ролей — всё развивается здесь. А дворовые игры с правилами (к сожалению, современные дети зачастую и понять-то не могут, как играть в прятки или вышибалу)? Ведь правило затормаживает игру, велит делать не то, что тебе хочется, а то, что надо по правилу. А кто не хочет выполнять правило — тот вне игры. Но играть хочется, вот и приходится это правило научиться принимать и выполнять. Правда, уже похоже на школу? Хочу быть учеником, значит надо правила выполнять.

Очень плодотворны для развития дошкольника, а следовательно, для подготовки к школе, все виды изобразительной деятельности, музыка, пение, физкультура.

Психологическая подготовка к школеИ конечно, в наше время особое значение приобретает чтение. Как правило, с детьми мы стали общаться командами и приказами, а уж что они слышат на улице и из телевизора, сами знаете. С грамотной, развернутой литературной речью современный ребенок может познакомиться, только слушая чтение хороших детских книжек. Не усердствуйте с энциклопедиями и обучающими пособиями — в них нет ни сюжета, ни образов, ни героев, которым хочется сочувствовать, ни литературного языка. Читайте стихи, сказки, рассказы и повести. И пусть ребенок слушает книги, рисует и лепит героев, играет в них. Только не превращайте чтение в унылый урок, не думайте, что результатом чтения обязательно должен быть пересказ или запоминание автора и названия — это путь от книги.

Я уже слышу возражения рассерженных родителей: это, наверное, хорошо — играть, рисовать, читать, а к школе-то как готовиться? Другие дети придут в первый класс, уже два-три года отсидев за партой, умея читать, писать, считать, а вы предлагаете в школу малограмотного отдавать, чтобы ему там труднее всех пришлось? Не открою тайны, если скажу, что писать-считать, в общем-то, должны учить в школе. Но в настоящее время у учителей существует порочная практика требовать с родителей готового, уже обученного ребенка, и функционирует целая индустрия подготовки к школе, вынуждающая родителей пользоваться разными обучающими заведениями (прогимназии, кружки, группы и прочее). Делать это стоит только в том случае, если ваш ребенок не посещает подготовительную группу детского сада с соответствующими занятиями и только в последний, пред- школьный год.

Здоровый и вволю наигравшийся, умеющий общаться и обслуживать себя, активный, любознательный и начитанный ребенок гораздо лучше готов к школе, чем изнуренное многолетними тренировками и подготовками, ничего уже хорошего от жизни не ждущее, бледное и усталое существо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь