Домой Без рубрики Ребёнок плохо учится, что делать?

Ребёнок плохо учится, что делать?

500
0

Учит урокиНедавно мне на глаза попалась карикатура, иллюстрирующая смену родительского отношения к учителю и школе. На одной картинке родители, видя двойку в дневнике любимого отпрыска, гневно вопрошают его: «Что это такое?», а на второй — этот вопрос адресуется уже не ребенку, а учителю.

Интересно, что и в том, и в другом случае родители оказывается как бы «ни при чём» — они лишь контролёры, в одном варианте — ребенка, в другом — конкретного учителя или школы в целом.

И оба описанных варианта развития событий крайне непродуктивны и тяжелы для школьника. В первом случае ребёнок, по сути, остается один на один со своей проблемой, во втором — образуются два борющихся лагеря — семья и школа. И хотя во втором случае родители выступают на стороне ребенка — для ребенка вреда от этого больше, чем пользы.

Что же стоит делать, если у ребенка возникли школьные трудности, которые требуют вашего вмешательства? Для начала стоит ответить себе на несколько вопросов:

о В чем именно состоит проблема? о Чья помощь требуется для её решения? о Какой результат я хотел бы получить? о Как мои действия помогают мне этого достигнуть?

Так, например, родительская жалоба «ребёнок плохо учится» может подразумевать два типа ситуаций:

Учит урокиСитуация 1. Ребенок учится на «А» — «5», а родителям крайне важно, чтобы он был круглым отличником. Здесь проблема заключается в завышенных родительских ожиданиях. Т.е., родителю сложно принимать ребенка, если он не делает что-то идеально. В основе завышенных ожиданий могут лежать разные причины: тревога за будущее ребенка, желание реализовать в ребенке то, что не удалось когда-то самому, боязнь оказаться в глазах окружающих плохим родителем.

Завышенные требования довольно часто предъявляются не только к ребенку, но и к учителю. От учителя требуется, чтобы он лучше учил, развивал, больше требовал, чаще спрашивал и т.д. Конфликт возникает, когда педагог отказывается следовать родительским требованиям. Понятно, что «перевоспитание» учи теля, даже если он ему «поддастся», никак не решает родительскую проблему. Ведь, если так важно, чтобы ребенок был во всем лучшим, как только наладятся дела с учёбой, найдется ещё что-нибудь, в чём он далёк от идеала. В этой ситуации родителю важно задуматься о том, что мешает ему принимать ребёнка, когда он не является всё время лучшим, первым. Возможно, для того, чтобы научиться принимать своего ребёнка и верить в него, понадобится разобраться в себе, воспользовавшись помощью профессионального психолога.

Ситуация 2. Ребенок «перебивается» с двойки на тройку и в самом деле практически ничего не знает по предмету или нескольким предметам. Как правило, в основе низкой успеваемости лежат проблемы и трудности самого ребенка. Например, у младшего школьника может быть недостаточный уровень развития произвольности. Маленькому ученику просто сложно подчинять своё поведение школьным правилам и требованиям, а педагог не может всё своё время посвятить ему одному. При этом в индивидуальных занятиях он часто оказывается весьма успешен, и у родителей возникает ощущение, что педагог просто не нашёл подхода к их ребенку, не смог заинтересовать его. Понятно, что если большую часть урока ребенок занимается «своими делами», то постепенно у него накапливаются пробелы в знаниях, а иногда и складываются конфликтные отношения с учителем. И задача уже не решается, даже когда собрался: знаний не хватает. И к доске выходить страшно, во-первых, опыт неуспеха накопился, во-вторых, отношения с учителем могут быть изрядно испорчены или казаться ребенку таковыми.

Помочь разобраться с тем, какая именно проблема лежит в основе низкой успеваемости, могут психолог и учитель. Психолог владеет диагностическим инструментарием, позволяющим обследовать познавательную сферу ребенка, его мотивацию и эмоционально-личностные особенности, а учитель имеет возможность длительно наблюдать за ребенком и хорошо понимает, что именно ему не даётся.

Идеальный результат, который вам нужен — это прогресс ребенка в знаниях и увеличение его уверенности в своих силах. Понятно, что без помощи учителя вам вряд ли удастся этого добиться. Иногда родителям кажется, что если они признают, что с их ребёнком что-то не так, то это даст учителю повод «махнуть на него рукой» или же обвинить их как родителей в несостоятельности. И тогда родители начинают довольно агрессивно обвинять учителя в том, что он «не объяснил», «не мотивировал», «не нашел правильного подхода». Учитель тоже, со своей стороны, начинает чувствовать себя загнанным в угол и старается защититься, указывая на всё новые и новые недостатки ребенка и ошибки родителей.

Важно объяснить педагогу характер трудностей ребенка, те шаги, которые вы предпринимаете, чтобы с этими трудностями справиться, и какая помощь с его стороны необходима сейчас вам и вашему ребёнку. Большинство учителей заинтересованы в том, чтобы помочь ребенку учиться лучше, и готовы к сотрудничеству с родителями. Но при этом важно понимать, что в классе у учителя 25-40 детей и создать какие-то уникальные условия именно для вашего сына или дочки он просто не сможет. Ваши пожелания должны быть реалистичными.

Учит урокиА если учитель вас не слышит, если он в принципе не готов ни в чём идти вам на встречу? Если речь идёт о младшем школьнике, то лучше перевести ребенка в другую школу. Часто родители на это возражают, что переход травмирует ребенка, да и школа сильная — пусть закончит началку, а там будут другие учителя. К сожалению, в средней школе ситуация, скорее всего, ухудшится, потому что у ребенка к тому моменту уже сформируется низкая самооценка, негативизм к учебе и недоверие к «школьным взрослым». Да и оказываться периодически в эпицентре конфликта между учителем и родителями ребёнку совершенно неполезно. Во-первых, приходить пять дней в неделю в школу и встречаться с раздражённым учителем или учителями психологически большинству детей трудно. Исключение составляют агрессивные дети. В этом случае они как бы получают от родителей «разрешение на проявление агрессии». На какое-то время такому ребенку становится легче жить — агрессивное поведение, за которое его раньше ругали, вдруг становится не только приемлемым, но иногда родители даже гордятся им. Но в дальней перспективе привычка ребёнка отвечать агрессией на то, что ему не нравится, навряд ли улучшит его отношения с окружающими. Во-вторых, многие дети неосознанно используют родительское раздражение на учителя, чтобы оправдать свои трудности. «Это не я не выучил урок, а просто учительница ко мне придирается» и т.д. В этом случае ребенок учится перекладывать ответственность за свою учебу или поведение на других людей. Иногда это выливается в то, что ребенок искренне считает, что с ним всегда всё в порядке, а в любых трудностях виноват кто-то другой. При такой картине мира прилагать какие-то собственные усилия для решения проблем ребёнку просто в голову не приходит. Это ведь ему плохо объясняют, его не заинтересовали и т.п. Другой вариант развития событий: школьник, несмотря на свою привычку обвинять в собственных трудностях учителей, в глубине души отлично знает, что недоброжелательность или непрофессионализм учителя просто отговорка. Такой ребенок чувствует себя крайне неуспешным, хотя старается этого не показать.

В общем, «великое противостояние» семьи и школы приводит совсем не к тем результатам, которые нужны большинству родителей. В ситуации конфликта между семьёй и школой важно трезво оценивать ситуацию и искать не «способы борьбы с врагом», а решение, благоприятное для вас и вашего ребенка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь