В медицинской практике, гиперактивностью ребенка считается такая особенность психологического развития малыша, при котором он не может долго сосредоточиться на одном объекте. Стараясь успеть все и одновременно, такой ребенок быстро теряет интерес к любому виду деятельности, хватаясь за новые и новые занятия.
При гиперактивности наблюдается суетливость, дефицит внимания, повышенная возбудимость, высокая двигательная активность. Согласно с мировой статистикой, в современном мире гиперактивностью страдает около трети детей старшего дошкольного возраста и младших школьников, причем мальчики больше, чем девочки.
Такое поведение не дает возможности ребенку остановиться на чем-нибудь одном, что делает его жизнь неполноценной. У части детей, с течением времени такое поведение проходит, но далеко не у всех, и если состояние гиперактивности сохраняется до подросткового возраста, такой тинейджер может представлять определенную опасность, как для окружающих его людей, так и для себя самого. Часто они пытаются покончить с собой, совершают преступления и противоправные поступки. Поэтому поведение гиперактивных детей следует обязательно корректировать.
Медицинская наука выделяет три типа причин появления гиперактивных детей:
1. наследственная предрасположенность, то есть если в роду были гиперактивые дети, то возможность рождения такого ребенка возрастает,
2. врожденная травма лобных долей головного мозга, которые отвечают за самоконтроль и планомерность действия,
3. социально-психологический фактор, неблагоприятная остановка в семье, психические травмы, которые наносятся ребенку.
Чаще всего гиперактивность диагностируется у детей после того, как они пойдут в школу. Ведь здоровый дошкольник должен быть активным, любопытным, шумным и даже немного навязчивым. Это говорит только о том, что ребенок полноценно учится познавать мир. Но после того, как он пойдет в школу, ребенок должен научиться концентрации, усидчивости и умению усваивать тот или иной предмет. А вот гиперактивные дети именно этого сделать не могут. Это при том, что способностей и талантов у них не меньше, чем у детей нормального развития.
Поэтому диагностировать гиперактивность современные педиатры советуют, начиная с младшего школьного возраста по таким признакам:
- ребенок не способен больше 2-3 минут сосредоточиться даже на очень интересном для себя занятии.
- не всегда откликается, даже если его долго зовут, и он это прекрасно слышит.
- теряет личные вещи.
- за любое занятие берется с энтузиазмом, но никогда не доводит его до конца.
- ребенок говорлив, непоседлив, очень активен, но при этом забывчив и очень беспокоен.
- мало спит.
- плохо уживается с другими детьми, не способен на коллективные игры, не способен признавать авторитет, как взрослых, так и старших детей.
- постоянно перебивает взрослых, старается ответить на вопрос, который еще даже не задан.
- подвержен постоянной и резкой смене настроения, зачастую со скоростью в несколько минут.
- учится очень неровно, имеет различные оценки по одному и тому же предмету: и плохие, и очень хорошие.
Если вы обнаружили у своего ребенка, хотя бы треть вышеуказанных признаков, рекомендуется показать малыша невропатологу. Конечно, каждая личность уникальна, и не все признаки гиперактивности являются заболеванием. Но чтобы избежать трудностей в будущем, родителям такого ребенка нужно научиться корректировать его поведение.
Прежде всего, малыша нужно обучать по специальной программе, призванной повысить внимание и усидчивость. Задания для него составляются совместно родителями и педагогами-специалистами. Это должны быть небольшие по объему уроки, их выполнение не должно занимать много времени, ведь гиперактивный ребенок не сможет надолго сосредоточиться на большом задании. Рекомендуется наряду с общими школьными занятиями, проводить с таким ребенком индивидуальное обучение.
При общении с гиперактивным ребенком родители должны его как можно чаще хвалить, даже за малейшие достижения. Никогда не критиковать и не говорить «нельзя», так как ребенок все равно их не послушает, но получит психическую травму.
Составьте для ребенка четкий распорядок дня, который должен неукоснительно выполняться изо дня в день. При этом нельзя допускать переутомления или перевозбуждения. Поощряйте все виды занятий, которые подразумевают концентрацию внимания, но одновременно с этим избегайте шумных мест и беспокойных игр в больших компаниях, способных перевозбудить ребенка.
Больше гуляйте с ним на природе: в лесу, в парке, занимайтесь с ребенком несложными видами спорта, чтобы он всесторонне развивался.