Домой Без рубрики Переутомление у ребенка

Переутомление у ребенка

209
0

Переутомление у ребенкаВы заметили, что Ваш ребенок, который раньше с удовольствием играл, общался с друзьями, любил гулять и вообще был активным, выглядит всё более и более апатичным или наоборот, слишком возбуждённым?

Он не хочет общаться с близкими и друзьями? Становится нервным, раздражительным, иногда плачет по поводу или без повода? Плохо засыпает, а утром не может проснуться? Часто жалуется, что у него болит голова или живот? Если всё это или многое из перечисленного происходит с вашим ребёнком — это повод задуматься и обратить внимание на нагрузку ребенка, насколько она для него посильна.

В современном мире одной из причин негативных переживаний является высокий темп и ритм жизни, который вызывает у людей ощущение перегруженности, высокого напряжения. Стресс приводит к различным заболеваниям, апатии, депрессии и т.д. От перенапряжения начинают страдать дети уже в школе. В Министерстве здравоохранения имеются данные о том, что дети приобретают ряд значимых заболеваний в процессе обучения в школе. К концу обучения в школе число детей, страдающих сколиозом, увеличивается в 5,7 раза, нарушениями зрения — в 2,7 раза, слуха — на 44 процента. Более 18 процентов школьников имеют различные хронические заболеваниями и относятся к третьей группе здоровья. Инвалидизирующие заболевания, соответствующие четвертой и пятой группам здоровья, отмечаются почти у двух процентов учащихся. И с каждым годом эти показатели только увеличиваются.

Переутомление у ребенкаС чем это связано? Одной из причин является непомерно высокая и, самое главное, неоправданная нагрузка на детей, как в школе, так и за её пределами. Приходя на консультации к психологам, люди часто жалуются, что нагрузка становится непосильной. И если раньше это было в основном характерно для взрослых, находящихся в активном трудовом возрасте, то в последнее десятилетие жалобы на то, что «жизнь тяжелая» и «ничего не хочется делать» всё чаще и чаще можно услышать от школьников. Появились даже дошкольники-шестилетки, которые на вопрос «Хочешь ли ты идти в школу?» отвечают, что в школу они идти не хотят, так как к шести годам они уже успели походить и на математику, и на логику, и на психологию, и на плавание (теннис, дзюдо) и бог знает на что ещё. А хотят они в детский сад, потому что там можно играть, лепить, рисовать. А самое главное, никуда не спешить.

Родители, стремясь всеми силами подготовить ребенка к школе, начинают его водить во всевозможные группы раннего развития, где дошкольники часто просто проходят программу первого класса, натаскиваются на разные тесты, которые им нужно будет сдавать, чтобы попасть в престижную школу. При этом подобное натаскивание отнюдь не развивает ребенка. Ребенок как стихи заучивает нужное решение задачи, а потом быстро его забывает. Но при этом постоянно испытывает негативные переживания оттого, что ему все время нужно что-то запоминать, учить, пересказывать и т.д. Дети перестают быть любопытными, любознательными…

С другой стороны, родители не просто так выбирают школы со сложной программой, таскают детей по кружкам, студиям и спортивным секциям. Современный мир предъявляет к человеку повышенные требования: чтобы «хорошо устроиться в жизни», нужно получить хорошее образование и обзавестись высокооплачиваемой работой. Поэтому, желая своему ребенку только хорошего, родители часто загружают его с самого раннего, еще дошкольного, детства.

Стремление родителей сделать жизнь своих детей насыщенной, учить, развивать, конечно, оправдано. Но есть здесь и важное «НО». Дошкольник или школьник должен иметь ту нагрузку, которая будет для него посильной, и деятельность его должна быть ребенку в радость, должна приносить ему удовольствие.

Ребенок должен заниматься теми видами деятельности, которые являются для данного возраста ведущими. В отечественной психологии под ведущим видом деятельности понимается та деятельность, которая в данном возрасте способствует максимальному развитию ребенка: его личности, способностей, потребностей и т.д. В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игра. Именно она способствует максимальному развитию личности ребенка. И что особенно важно, не только его интеллекта, а всех сторон личности. К сожалению, большинство родителей, заботясь о развитии своего ребенка, под развитием понимают только совершенствование интеллектуальной сферы: мышления, эрудиции, памяти, внимания и т.д. При этом забывают о развитии эмоциональности, нравственности ребенка, об эстетическом и духовном развитии, становлении новых интересов, социальных чувств и т.д. Ребенок в этом возрасте даже учится через игру. И если занятия для детей в дошкольном возрасте организуются в игре, то они для ребенка не будут в тягость.

Переутомление у ребенкаНаигравшись в дошкольном возрасте, большинство дошкольников хотят учиться. Им становится интересно познавать мир, делать что-то, что раньше у них не получалось. Ведущим видом деятельности школьника становится учебная деятельность — деятельность по овладению основами наук, общечеловеческими знаниями. И здесь взрослым важно не перегрузить ребенка занятиями. Нагрузка, как в школе, так и вне школы должна быть посильной для ребенка. Прежде чем отдавать ребенка в какую-нибудь престижную гимназию или школу с углубленным изучением языков или каких-либо других предметов, родителям важно понять, будет ли такая нагрузка адекватной возможностям именно их ребенка. Здесь важно учесть и особенности здоровья ребенка, и возможности его психики, и личностные особенности.

Не каждому ребенку подойдёт программа, где нужно усваивать повышенный объем знаний, проходить программу в ускоренном темпе и т.д. Желательно проконсультироваться с терапевтом, психологом, логопедом, опытным педагогом. Эти специалисты подскажут, какая программа подойдёт ребенку, какая нагрузка будет для него оптимальной. Слишком сложные занятия не будут вызывать чувства удовлетворенности от преодоления трудностей (а это бывает тогда, когда программа не соответствует возможностям ребенка). И через некоторое время, скорее всего, уже к концу первого класса, родителям придется заставлять сына или дочку делать уроки, уговаривать ходить в школу, а на уроках ребенок будет витать в облаках и думать о чём угодно, только не о том, что проходят в классе. И несмотря на престижность школы, хороших учителей и все затраченные неимоверные усилия, ребёнок от учебы будет получать только негативные эмоции и вряд ли получит хорошее образование, потому как просто не сможет его осилить. А ведь школьной программой родители часто не ограничиваются: записывают детей во всевозможные кружки и студии. У многих детей время, которое они проводят, обучаясь в школе, кружках и студиях, часто превышает нормы рабочего времени взрослых. Зашкаливающая нагрузка приводит к стрессу, болезням, апатии. Дети не хотят ничего делать, ходить в школу, бросают кружки и готовы часами сидеть перед компьютером или телевизором, безучастно наблюдая за происходящим на экране.

Те же дети, которые по разным причинам не попали в школы со сложными программами, приходя в обычную школу, где нагрузка адекватна их возможностям, часто заинтересовываются процессом учения, им начинает нравиться получать знания, они втягиваются в этот процесс. Ведь даже если ребенку сложно, но в итоге всё получается, то он будет стремиться заниматься, учиться, тренироваться. Именно радость от преодоления трудностей помогаете ними справляться. Впоследствии эти дети поступают в университеты или колледжи, становятся хорошими специалистами. А главное, они ощущают себя счастливыми людьми и с удовольствием вспоминают своё детство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here