Каких игрушек сейчас только нет! Если раньше проблема — что купить малышу — была связана с недостатком выбора, то сейчас скорее — с его избытком и с неуверенностью в том, что производители заботятся о безопасности и действительной пользе игрушек для малыша.
Что касается безопасности, то здесь можно руководствоваться несколькими соображениями. Конечно, детские игрушки должны иметь гигиенический сертификат. Правда, мало кому хватит упорства и желания его вытребовать, да и о его подлинности рядовой потребитель, наверное, судить не сможет. Поэтому как минимум стоит обратить внимание на то, что игрушка не должна иметь острых или режущих краев и заусенцев, о которые малыш может пораниться. Она не должна быть окрашена в неестественные «кислотные» цвета, иметь резкий запах или издавать слишком громкие, резкие неприятные звуки. Если у игрушки есть какие-то вынимающиеся, выдвигающиеся части, они должны легко стыковаться друг с другом.
Игрушка, рассчитанная на малыша до года, должна быть достаточно прочной, чтобы не развалиться после первой же попытки ребенка выбросить ее из манежика или кроватки, легкой, чтобы малыш не мог ею сильно ударить себя, и довольно крупной, чтобы ее нельзя было проглотить или засунуть в носик или ушко.
Что имеет смысл покупать? Что полезно для развития ребенка?
Погремушки, издающие разные звуки — шуршащие, гремящие, звенящие. Главное, чтобы эти звуки не были очень громкими или резкими. Оптимальный размер 6-8 сантиметров. Ручка погремушки должна удобно помещаться в руку малыша. Окрашена она может быть в однотонные цвета или же иметь полоски и точки. Если погремушка сделана в виде мордочки какой-то зверушки, то эта мордочка должна быть привлекательной. Играя с погремушкой, малыш тренирует слуховое восприятие, учится сосредотачиваться на звуке, различать одни звуки от других.
Начиная со второго полугодия, важно иметь погремушки с подвижными деталями. Такие погремушки дополнительно тренируют развитие осязания, координацию движений обеих рук и пальчики крохи.
Мобили. Они могут быть с механизмом вращения или же приводятся в движение колебаниями воздуха, движениями самого малыша (когда он задевает мобиль ручками или ножками), иметь или не иметь звуковое сопровождение. Звуковое сопровождение и движения побуждают ребенка сосредотачивать свое внимание на предмете. Однако, выбирая игрушку со звуком, обратите внимание и на качество этого звука и на наличие возможности его отключить. Подвески-игрушки на мобиле должны быть видны целиком, если вы смотрите на них снизу вверх.
Растяжки или подвески. Их можно крепить на кроватку или коляску. Обычно они представляют собой веревочку или резинку с нанизанными на нее небольшими предметами. Это могут быть разноцветные шарики или же мордочки зверюшек, цветочки и т.д. При соприкосновении с растяжкой она начинает «звучать» ™ греметь, звенеть или шуршать. Смысл такой растяжки в том, что малыш учится целенаправленно извлекать звуки (задел — гремит), манипулировать двумя руками, ощупывая игрушки, закрепленные на растяжке, координировать движение глаз — рука, знакомится с различными цветами и формами.
Мячи. Начиная с 4-5 месяцев можно предлагать малышу различные мягкие мячики (вязаные, шитые). Они помогают малышу научиться удерживать в руках предметы округлой формы, развивают тактильное восприятие (т.к. имеют различную фактуру и различную степень упругости), зрительное восприятие (часто такие мячики сшиты из разноцветных кусочков ткани или связаны из разноцветных ниток), слуховое восприятие (если мячик имеет внутри какой-то гремящий элемент). После б месяцев в ход пойдут резиновые мячики, которые можно катать. Малыши с удовольствием ползут за «убежавшей» игрушкой. А ближе к году ребенка уже можно учить катать мячик (по направлению к взрослому), кидать его. Такие нехитрые упражнения стимулируют физическую активность крохи, способствуют развитию общих движений.
Кубики. Их стоит предложить малышу ближе к году. Кубики могут быть мягкими или деревянными, пластмассовыми. Из тех и других малыш по показу взрослого в состоянии построить небольшую башню, высотой в 2-3-4 кубика, а потом весело разрушить ее.
Вкладыши. Набор вкладышей из трех предметов (это могут быть кубики, стаканчики и т.д.), отличающиеся по цвету и размеру, понадобятся вам ближе к 10 месяцам. Также хорошо к этому возрасту иметь в игрушечном арсенале коробку форм (обычно это деревянная или пластмассовая коробка с отверстиями различной формы: круг, треугольник, квадрат и вкладыши, которые в эту коробку помещаются). Вкладыши и коробки форм помогают развитию наглядно действенного мышления, учат малыша соотносить размер и форму предметов.
Пирамидки. Пирамидка понадобится малышу, начиная с 6 месяцев, т.е. тогда, когда он научиться сидеть. Она должна иметь короткий и толстый стержень, 34 кольца достаточно больших, чтобы крохе было удобно держать их двумя руками. Диаметр отверстия в кольцах должен быть больше диаметра стержня в 2-3 раза, т.к. точность движений у малыша еще не высока. Сначала малыша учат просто снимать колечки, потом нанизывать их на стрежень, в любом порядке без учета размера и только после этого можно учить его собирать пирамидку правильно. Играя с пирамидкой, малыш учится координировать движения, развивает наглядно-действенное мышление, осваивает понятия размера и цвета.
Образные игрушки. Образные игрушки — это куклы и всевозможные животные, птицы. Игры с ними важны для социально-эмоционального развития. Кукол (не менее 40 см высотой) и больших неваляшек имеет смысл показывать малышу начиная с 2-х месяцев, т.к. образ человеческого лица вызывает у малыша много интереса.
Начиная с 6-7 месяцев, взрослый может показывать малышу простейшие действия с куклами и мягкими игрушками — куколка танцует, поет, котик сидит, лежит, бежит. Взрослый именно показывает ^ эти действия, но не требует от малыша их повторения. С куклами и образными игрушками можно играть в прятки, накрывая их платком, а потом доставая из-под платка. Эту игру нужно сопровождать комментариями: «Вот у нас собачка». Накрывая собачку платком:
«Где собачка? Нету. Спряталась». Доставая собачку из-под платка:
«Вот она, наша собачка». В 8-9 месяцев взрослый показывает на кукле или неваляшке ротик, носик, глазки, а потом просит малыша показать то же самое.
Иногда взрослым кажется, что чем большеигрушек у малыша, тем лучше, тем более разнообразный опыт он получает. Это не так.
Если игрушки лежат грудой в кроватке или манежике или ровным слоем устилают пол, они быстро надоедают малышу, становясь для него привычным элементом пространства. Относительно небольшое количество игрушек позволяет при помощи взрослого осваивать с ними все новые и новые способы взаимодействия. И главное в игре для малыша сейчас — это не игрушка и даже не способ обращения с ней, а любящий взрослый, с которым можно общаться и вместе играть.
Я своим детям игрушки до года очень простые покупала, минимум ярких цветов. А то сейчас я как ни зайду в магазин детский, а там цвета все кислотные какие-то. Мне кажется это перебор. Ведь в природе все очень спокойно и гармонично. К чему тогда такие мощные цвета давать.