Все мы откликаемся на музыку. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. О природной музыкальности младенцев свидетельствуют их голосовые проявления: «певучее» гуление, «вокализации», «трели». В литературе описаны случаи, когда трех- четырех месячные малыши точно интонировали мелодию, которую пела им мать.
Ученые утверждают, что в переработке музыкальной информации участвуют многочисленные области головного мозга, в том числе и те, которые задействованы в различных формах познавательной деятельности. Таким образом, музыка оказывает влияние на все сферы психического развития маленького ребенка: моторику, речь, сенсорику и, конечно, социально-эмоциональную сферу.
Создавая условия для воспитания малыша с помощью музыки, необходимо учитывать, с одной стороны, физиологические и психические предпосылки к развитию, сензитивность возраста, а с другой — хрупкость и уязвимость нервной системы ребенка.
Одним из главных условий благополучного психического развития младенца является эмоциональное общение с близкими взрослыми, прежде всего с мамой, а позже и с другими членами семьи. Материнское пение занимает ведущее место в развитии эмоционального общения с крохой. Человеческий голос — это главный и уникальный, обладающий неповторимым тембром, «музыкальный инструмент». Пение мамы, адресованное малышу, является сильным психоэмоциональным стимулом, на который он реагирует активными действиями. Младенец быстро подключается к пению, начинает вокализировать, и они образуют трогательный дуэт; подрастая, малыш охотно повторяет, произносит нараспев, а затем и подпевает отдельные слоги. Такие моменты музыкального единения способствуют эмоциональному заражению и поддержанию положительного фона взаимодействия.
Какие песни лучше петь маленькому ребенку, использовать в играх? Благоприятное воздействие на младенца оказывают народные мелодии и песни. Они разнообразны по характеру (лирические, плясовые и т.д.), ритму, темпу. Их музыка выразительна, доступна для исполнения и восприятия и предоставляет богатую возможность для импровизации, а тексты песен несут положительную информацию об окружающем мире. Это также могут быть популярные (и не только детские) песни известных композиторов, городские романсы и т.д.
Огромное значение имеют колыбельные песни. Традиция напевать их малышу, к сожалению, уходит из жизни современной семьи. Укладывание младенца на сон сегодня не является ритуалом, а часто превращается в режимный момент. В лучшем случае мама сидит рядом, трясет кроватку и думает, как много «важных» дел ей нужно успеть сделать, пока малыш будет спать. В худшем — она уходит, оставляя ребенка засыпать в одиночестве. Многие современные мамы, про читав о пользе музыки, ставят крохе кассету с колыбельными песнями. А ведь ценность заключается именно в напевании, «живом» исполнении, цель которого не просто расслабить малыша, а дать ощущение любви, защищенности, нужности. Народные колыбельные песни несут радость, нежность, покой и умиротворение, укрепляют чувство взаимного доверия. Они короткие, с мерным ритмом и монотонной мелодией без конца. Мама вполне может выражать в этих песнях свои сокровенные мысли, придумывая простые слова. Их напевание успокоит кроху, внесет мир в его маленькую душу и поможет сладко заснуть. Напевание колыбельной полезно не только ребенку, но и самой маме. Склонившись над своим драгоценным созданием, она испытывает необыкновенный прилив нежности, что придает материнским чувствам особую остроту.
Колыбельные песни, написанные известными авторами, хотя и принадлежат к одному жанру, разнообразны по своим музыкальным характеристикам, выразительны, мелодичны. Их можно петь малышу в периоды бодрствования, включать в игровую деятельность (например, при укладывании куклы спать).
Некоторые мамы сомневаются в своих вокальных способностях, стесняются и не рискуют петь крохе. Однако любящая мама, которая поет непринужденно, искренне, обладает чувствительностью и дает малышу возможность ответить ей по-своему, поддерживает диалог с ребенком, — не может навредить, даже если неправильно воспроизводит нотный текст. Кроха в первую очередь воспринимает интонацию пения мамы, реагирует на ее настроение, эмоциональный посыл.
Особое место в развитии Ё взаимодействия малыша с близкими взрослыми занимает исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах: металлофоне, блок-флейте или дудочке, триоле, губной гармошке. Игры с музыкальными игрушками-инструментами будут способствовать возникновению совместно-разделенного внимания, совместного сосредоточения на интересном объекте. Малыш постепенно научится переводить взгляд с игрушки на маму и наоборот, делясь с ней своими впечатлениями от увиденного и услышанного.
Для таких игр совсем необязательно иметь обширный музыкальный репертуар, он может состоять всего из нескольких мелодий разного характера. Исполнение одних и тех же мелодий на разных музыкальных игрушках-инструментах, придаст им новизну и особую выразительность, обогатит слуховой опыт малыша и внесет в общение элемент неожиданности.
Огромное значение для развития взаимодействия имеет совместное восприятие классической музыки. Выбор классических произведений является очень ответственным моментом для взрослого и во многом зависит от его личных предпочтений. Вот несколько советов, которые возможно помогут вам при составлении репертуара: избегайте музыки с навязчивыми ритмами, резко выраженными контрастами, жалобными интонациями; подбирайте такую музыку, которую понимаете и любите сами; музыка должна вызывать у ребенка только положительные эмоции; используйте небольшие законченные музыкальные фрагменты или короткие пьесы.
Маленький ребенок двигательно активен, он не в состоянии длительное время оставаться неподвижным, это противоестественно для малыша. Чтобы продлить время музыкального взаимодействия, включайте в игру покачивания, потряхивания, поглаживания, движения рук и корпуса. Изменения положения тела в пространстве дадут крохе много неожиданных ощущений, внесут остроту в общение с мамой. Слушать музыкальный фрагмент нужно, пока у малыша сохраняется внимание. После того, как музыка закончилась, поделитесь с ребенком своими эмоциональными впечатлениями и, если малыш не устал, продолжите общение.
Музыка по силе своего эмоционального воздействия на маленького ребенка, пожалуй, не сравнится ни с чем. Общение с малышом посредством музыкальных игр будет стимулировать развитие зрительного, слухового восприятия, совершенствовать общую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве; будет способствовать развитию понимания речи и предпосылок к активной речи; обогатит эмоциональную сферу крохи положительными переживаниями, связанными с музыкой. И всё это будет связано с образом мамы. Когда малыш окружен любовью, нежностью и находится под воздействием музыки и маминого пения, он будет расти жизнерадостным, любознательным, активным, легче перенесет неожиданные ситуации и разочарования. И даже не став музыкантом, он обязательно будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки и просто добрым и отзывчивым человеком. Благополучное развивающее взаимодействие малыша с близкими взрослыми станет основой для его дальнейшей социализации — формирования контактов с новыми взрослыми и предпосылок к общению со сверстниками.
Музыка очень влияет на сознание человека! Особенно ребенка. Представьте, он только родился, еще чист и свеж, и тут бабах — ему дает поток звука, а звук ведь влияет очень сильно. Мы когда спим — то все равно слышим звук. Так что статья как раз очень важна, какая музыка для новорожденного звучит — это также важно, как то, что он ест, или пьет. Ведь родители очень тщательно выбирают для него еду, и воду. Никто ведь не запихивает в младенца что под руку попадется? 🙂 А вот музыку могут включить первую попавшуюся.