Домой Без рубрики Аутизм — когда следует бить тревогу

Аутизм — когда следует бить тревогу

568
0

АутизмДетский аутизм — это достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам.

Под аутизмом в широком смысле слова понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Ранний детский аутизм (РДА) — особая аномалия психического развития, и основной его признак, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте 2-3 лет. При подозрении на РДА обращают внимание на наличие следующих симптомов:

  • аутизм как таковой, т.е. предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией;
  • стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями — моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, в разговоре;
  • особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего — ее коммуникативной функции. В одной трети, а по некоторым данным, даже в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз).
  • раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 лет). При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка.

АутизмИсследования показывают, что хотя развитие ребенка на первом году жизни может формально укладываться в границы возрастных норм, оно необычно с самого рождения. Обычный ребенок с первых дней жизни активен во взаимодействии с окружением, стремится к контакту, прежде всего с мамой. В случае же искаженного развития, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, в которых живет, развивается и вынужденно приспосабливается аутичный ребенок. Типично сочетание двух факторов:

нарушение возможности активно взаимодействовать со средой; снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром.

Первый фактор может проявиться как общая вялость ребенка, который никого не беспокоит, не требует к себе внимания. Уже очень рано такие дети удивляют отсутствием любопытства, интереса к новому; они не исследуют окружающую среду, любое препятствие, малейшая помеха тормозят их активность и заставляют отказаться от намерения.

Второй фактор проявляет себя не только как болезненная реакция на обычные звук, свет, прикосновение, но и повышенная чувствительность, ранимость при контакте с человеком. Общение глазами с аутичным ребенком возможно только в течение короткого времени; более продолжительный глазной контакт даже с близкими людьми вызывает дискомфорт. Такой малыш часто не проявляет комплекса оживления, не улыбается в ответ на улыбку мамы, не гулит вместе с ней. Он не тянется на руки, а оказавшись на руках, не вписывается в руки взявшего его человека. Если иногда у него и появляется улыбка, то она без адреса, обращена в пространство. У него отсутствует или слабо выражена эмоциональная синтонность с матерью и окружающими. Взгляд ребенка обращен в пространство, он не реагирует или недостаточно реагирует на звук человеческого голоса. У родителей поэтому часто возникают подозрения в нарушении слуха и зрения. Хотя нередко такие дети прислушиваются к шуршанию бумаги, тиканью часов или присматриваются к солнечному зайчику, ползущему по стене.

Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой.

Аутизм развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Стремление ограничивать общение даже с близкими людьми связано с тем, что именно такое взаимодействие требует от ребенка наибольшей активности, а как раз это требование он выполнить не может.

Страдает как речь, так и невербальная коммуникация. Этапы гуления и лепета могут отсутствовать, либо гуление носит механический характер и лишено интонации.

Появившиеся первые слова чаще не имеют адресного содержания и не служат средством общения, произносятся спонтанно, без учета ситуации и производят впечатление «игры словами». Иногда в тех случаях, когда первые слова-обращения появились своевременно, стечением времени они могут заменяться своеобразным «птичьим», «тарабарским» языком, постепенно приобретающим характер аутостимуляции. Ребенок не пользуется указательным жестом сам и не прослеживает указательный жест взрослого. Он не озвучивает свои

просьбы, а просто берет руку взрослого и кладет ее на нужный предмет, таким образом сообщая о своих желаниях.

Страдает мелкая и общая моторика, часты случаи мышечной гипотонии либо гипертонуса. При становлении ходьбы аутичный ребенок может начать ходить на цыпочках, и такая походка сохраняется длительное время.

АутизмОсвоение окружающего мира аутичного ребенка также отличается от нормы. Захваченность ритмическими повторяющимися впечатлениями, свойственная детям с аутизмом, вообще характерна для раннего возраста. До года закономерно доминирование в поведении «циркулирующих реакций», когда ребенок повторяет одни и те же действия ради воспроизведения эффекта — стучит игрушкой, прыгает, закрывает и открывает дверь. Но при этом ребенок с нормальным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность, ожидает его эмоциональной реакции на свои действия.

Обычный малыш в возрасте около года стремится активно действовать с предметами, охотно втягивает в свою игру маму, оставаясь в эмоциональном контакте с ней. Мама может влиять на его активность, внимание, настроение. Аутичный ребенок протестует, когда кто-либо включается в его деятельность, его трудно чему-либо научить, и сам он не подражает действиям взрослых. Его восприятие не настроено на эмоциональную оценку взрослого. Особые сенсорные увлечения начинают отгораживать его от взаимодействия с близкими, а значит от развития и усложнения взаимодействия с окружающим миром.

Близкому практически не удается включиться в действия, поглощающие ребенка. Чем больше ребенок выглядит захваченным ими, тем сильнее отвергает попытки взрослого вмешаться в его особые занятия, помочь ему, научить чему-то другому. Кажется, что вмешательство близкого портит ему удовольствие, мать все более начинает чувствовать, что ребенку без нее лучше, чем с ней.

Необходимо отметить, что и в случае нормального раннего развития активность ребенка не всегда имеет стабильный характер, периоды временных тревог и страхов, разлаживания поведения неизбежно возникают — это отражает закономерную динамику развития отношений ребенка с миром. Однако в поведении детей с синдромом аутизма эти явления повторяются настойчиво, постоянно, интенсивно.

При диагностике психического развития ребенка первых лет жизни особо важное значение имеет комплексная оценка особенностей его эмоционального реагирования и, прежде всего, в контактах с близкими взрослыми и детьми. Только опытный специалист может определить, страдает ли ваш ребенок аутизмом.

Можно ли вылечить аутизм? Полностью избавиться от него невозможно. Однако адаптировать ребенка, научить жить среди людей — вполне реальная задача.

Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями общения имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь