Сегодня на прилавках книжных магазинов можно увидеть огромное количество книг, посвященных пальчиковым играм, они включаются в различные комплексные программы развития дошкольников и стали обязательным элементом многих пособий по подготовке руки к письму. Давайте попробуем разобраться, почему им уделяется такое большое внимание.
Исследования психофизиологов доказали, что развитие речи находится в тесной связи с мелкой моторикой, более того, систематические игры с пальчиками и массаж пальчиков и ладошки является средством повышения работоспособности головного мозга.
Также развитие тонких движений руки способствует тому, что ребенок проще овладевает различными ручными умениями, а ведь всевозможное конструирование, лепка, рисование, изготовление поделок из различных материалов являются типичными и крайне важными для развития занятиями ребенка раннего и дошкольного возраста.
Огромное преимущество пальчиковых игр в том, что они не требуют никакого специального оборудования и специальных условий для игры. В них можно поиграть между делом, когда малыш сидит на стульчике, а мама или папа заняты приготовлением обеда. Они отлично помогают скоротать время в очереди или во время долгой поездки.
Вот несколько игр, которые подходят для детей младенческого (до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет).
До года стоит выбирать пальчиковые игры, представляющие собой разновидность массажа. В этом случае взрослый берет ручку ребенка в свою и производите ней некоторые действия. Вспомните всем известную народную игру:
Сорока-ворона кашу варила,
Деток кормила.
(своим большим пальцем совершаем круговые поглаживания движения по ладошке малыша — варим кашу).
Этому дала — он дрова рубил.
(загибаем большой пальчик малыша)
Этому дала — он печку топил.
(загибаем указательный пальчик)
Этому дала — он воду носил.
(загибаем средний пальчик)
Этому дала — он за кашей следил.
(загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала:
«Ты дров не рубил,
Печку не топил,
Воду не носил,
За кашей не следил!»
(слегка потряхиваем мизинчик).
В год-полтора можно начинать играть в пальчиковые игры, которые не требуют сложных самостоятельных движений каждым пальчиком отдельно:
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги — вправо, брызги — влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)
Двух-трехлетний малыш уже может после показа взрослого повторять более сложные движения, например, самостоятельно поочередно сгибать и разгибать пальчики, выполнять ими несложные движения, например, «маршировать», поочередно опуская на стол указательный и средний пальчики.
Улитка, улитка!
(ребенок сжимает все пальчики в кулак)
Покажи свои рога,
(разжимает пальчики и переворачивает руку ладонью вверх) Дам кусок пирога,
(загибает большой палец)
Пышки,
(загибает средний палец)
Ватрушки,
(загибает безымянный палец)
Сдобные лепешки — (загибает мизинец)
Высуни рожки!
(поворачивает сжатый кулачок пальчиками вниз и выставляет вперед указательный пальчик и мизинец — «рожки улитки»).
Предлагая малышу пальчиковые игры, не забывайте следующие правила:
- Предлагаемые вами игры должны быть доступны и интересны малышу. Не стоит ради пальчиковых игр отрывать его от какого-то интересного занятия.
- Прежде, чем начать, что-то делать с ручками малыша или просить его повторять ваши действия, скажите: Давай поиграем в Сороку! (здесь может быть любое название игры).
- Выбирая игры, соотносите их с тем, насколько малышу знакомы упоминаемые в них предметы и действия: чтобы с удовольствием показывать улитку, малыш должен представлять, что это такое (из жизненного опыта или хотя бы картинки).
- Если речь не идет об игре-массажике, сначала сами покажите ребенку все движения и только потом предложите ему их повторять вместе с вами. Помогайте малышу выполнять те действия, которые у него не получаются. Сначала вообще можно играть «рука в руке» (т.е. когда взрослый манипулирует пальчиками ребенка).
- Когда малыш научится хорошо выполнять движения под стихи, можно при чтении стихов делать паузы, побуждая малыша договорить нужное словечко.
- Не предлагайте каждый раз новую игру. Малышу нужно время, чтобы ее освоить. Лучше освоить 2-3 игры и играть в них регулярно, а потом постепенно менять «репертуар».
- Не забывайте хвалить ребенка.
- Не стоит начинать игру только из соображений необходимости что-то сделать на сегодня для развития ребенка. Уставший или сердитый родитель, заставляющий себя играть через силу, принесет больше вреда, чем пользы. То, чем вы занимаетесь, должно быть интересно и приятно вам как взрослому, тогда и малышу это обязательно понравится!