Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детейСегодня на прилавках книжных магазинов можно увидеть огромное количество книг, посвященных пальчиковым играм, они включаются в различные комплексные программы развития дошкольников и стали обязательным элементом многих пособий по подготовке руки к письму. Давайте попробуем разобраться, почему им уделяется такое большое внимание.

Исследования психофизиологов доказали, что развитие речи находится в тесной связи с мелкой моторикой, более того, систематические игры с пальчиками и массаж пальчиков и ладошки является средством повышения работоспособности головного мозга.

Также развитие тонких движений руки способствует тому, что ребенок проще овладевает различными ручными умениями, а ведь всевозможное конструирование, лепка, рисование, изготовление поделок из различных материалов являются типичными и крайне важными для развития занятиями ребенка раннего и дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детейОгромное преимущество пальчиковых игр в том, что они не требуют никакого специального оборудования и специальных условий для игры. В них можно поиграть между делом, когда малыш сидит на стульчике, а мама или папа заняты приготовлением обеда. Они отлично помогают скоротать время в очереди или во время долгой поездки.

Вот несколько игр, которые подходят для детей младенческого (до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет).

До года стоит выбирать пальчиковые игры, представляющие собой разновидность массажа. В этом случае взрослый берет ручку ребенка в свою и производите ней некоторые действия. Вспомните всем известную народную игру:

Сорока-ворона кашу варила,

Деток кормила.

(своим большим пальцем совершаем круговые поглаживания движения по ладошке малыша — варим кашу).

Этому дала — он дрова рубил.

(загибаем большой пальчик малыша)

Этому дала — он печку топил.

(загибаем указательный пальчик)

Этому дала — он воду носил.

(загибаем средний пальчик)

Этому дала — он за кашей следил.

(загибаем безымянный пальчик)

А этому не дала:

«Ты дров не рубил,

Печку не топил,

Воду не носил,

За кашей не следил!»

(слегка потряхиваем мизинчик).

В год-полтора можно начинать играть в пальчиковые игры, которые не требуют сложных самостоятельных движений каждым пальчиком отдельно:

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(энергично потираем ладошку о ладошку)

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро.

(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

Двух-трехлетний малыш уже может после показа взрослого повторять более сложные движения, например, самостоятельно поочередно сгибать и разгибать пальчики, выполнять ими несложные движения, например, «маршировать», поочередно опуская на стол указательный и средний пальчики.

Улитка, улитка!

(ребенок сжимает все пальчики в кулак)

Покажи свои рога,

(разжимает пальчики и переворачивает руку ладонью вверх) Дам кусок пирога,

(загибает большой палец)

Пышки,

(загибает средний палец)

Ватрушки,

(загибает безымянный палец)

Сдобные лепешки — (загибает мизинец)

Высуни рожки!

(поворачивает сжатый кулачок пальчиками вниз и выставляет вперед указательный пальчик и мизинец — «рожки улитки»).

Предлагая малышу пальчиковые игры, не забывайте следующие правила:

  1. Развитие мелкой моторики у детейПредлагаемые вами игры должны быть доступны и интересны малышу. Не стоит ради пальчиковых игр отрывать его от какого-то интересного занятия.
  2. Прежде, чем начать, что-то делать с ручками малыша или просить его повторять ваши действия, скажите: Давай поиграем в Сороку! (здесь может быть любое название игры).
  3. Выбирая игры, соотносите их с тем, насколько малышу знакомы упоминаемые в них предметы и действия: чтобы с удовольствием показывать улитку, малыш должен представлять, что это такое (из жизненного опыта или хотя бы картинки).
  4. Если речь не идет об игре-массажике, сначала сами покажите ребенку все движения и только потом предложите ему их повторять вместе с вами. Помогайте малышу выполнять те действия, которые у него не получаются. Сначала вообще можно играть «рука в руке» (т.е. когда взрослый манипулирует пальчиками ребенка).
  5. Когда малыш научится хорошо выполнять движения под стихи, можно при чтении стихов делать паузы, побуждая малыша договорить нужное словечко.
  6. Не предлагайте каждый раз новую игру. Малышу нужно время, чтобы ее освоить. Лучше освоить 2-3 игры и играть в них регулярно, а потом постепенно менять «репертуар».
  7. Не забывайте хвалить ребенка.
  8. Не стоит начинать игру только из соображений необходимости что-то сделать на сегодня для развития ребенка. Уставший или сердитый родитель, заставляющий себя играть через силу, принесет больше вреда, чем пользы. То, чем вы занимаетесь, должно быть интересно и приятно вам как взрослому, тогда и малышу это обязательно понравится!
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Дети
Логические игры для детей

Логические игры нужны для развития мышления малыша. В этой статье мы предложим вам несколько несложных игр, которые помогают развитию таких логических операций, как анализ, синтез и обобщение, в которые можно играть в возрасте от 2 до 5 лет.

Дети
Задержка психического развития насколько это страшно?

Прежде всего, давайте разберёмся, что такое задержка психического развития (ЗПР). Строго говоря, в современной международной классификации болезней, принятой в России, такого диагноза мы не встретим. Но это не значит, что его не существует, просто ЗПР разделена на разные рубрики (например, расстройс

Дети
Мой ребёнок не любит читать!

Всё чаще родители произносят эти слова. Сначала жаловались родители подростков, и это не удивляло. Потом добавились жалобы на семи- восьмилетних детей. Ну с этими, вроде, тоже понятно. Пришли в первый класс, читают с трудом, учителя не задерживаются на медленном слоговом чтении, на простых текстах —