Домой Без рубрики Обучение дошкольников «языку чувств»

Обучение дошкольников «языку чувств»

592
0

Обучение дошкольниковЯзык чувств — это способность осознать и передать свои переживания. Для чего это нужно? Чтобы врачи не лечили потом взрослых от психосоматических болезней (вызванных психологическими причинами), а психологи — от неудач в установлении отношений и неадекватной самооценки.

Неумение говорить о своих чувствах это болезнь алекситимия (от греческих производных: а-отрицание, тимос-настроение, лексис-лексика). У тех, кто плохо разбирается в чувствах, и чей эмоциональный словарь беден, чаще наблюдаются болезни сердца и сосудов, а также нервные заболевания, ведь эти люди не могут эффективно «выпустить пар». Впрочем, достаточно о пользе языка чувств. Поговорим о том, как его привить ребенку.

Палитра эмоций

Для этого нужно добиться распознавания переживаний в себе и других, заиметь слова для их обозначения, освоить язык вежливости, искренних комплиментов. Самое время планомерно заняться этим в 2-3 года: ребенок еще не имеет словарного запаса, зато очень чуток к эмоциям и в состоянии выдумать массу «авторских» слов для их обозначения.

  • Я не тебе плачу, а маме!
  • Я уже все выгрустил.
  • Когда дети приходят в гости, их надо наслаждать конфетами.
  • Мама сердится, но быстро удобряется.
  • Куда ушла эта сумасошлатая тетя?
  • Лучше полечи меня поцелуйчиком-витаминчиком.

Мало кто из взрослых виртуозно владеет языком чувств. Для большинства людей достаточно простых категорий: радость-грусть, хорошо-плохо, нормально-ненормально. А детям, сами того не замечая, мы запрещаем переживать: «Плакать стыдно!», «Прекрати капризничать», «Ты меня позоришь» и так далее. Чтобы привить детям более богатый язык, нужно обратить внимание на себя. А также поощрять ребенка быть внимательным к его ощущениям.

Для этого почаще задаем наводящие вопросы:

Тебе приятно — неприятно…

Нравится — не нравится…

Хочется — не хочется…

Ты злишься, обижен, недоволен…

Спрашивайте не только о событиях (что произошло сегодня в детском саду или на прогулке), но и об эмоциях: «Что тебя насмешило? Чего ты испугался?»

И сами подаем пример прояснения эмоций: «Мне не нравится, когда ты…», «Я рада, когда ты…». Когда ребенок что- то сделал не так, бесполезно задавать ему вопрос: «Зачем?», — он еще не сумеет объяснить. Но вы можете помочь ему, проведя такую словесную разведку: «Наверно, тебе очень захотелось…», «Наверно, тебе не понравилось, что…», «Мне кажется, ты решил, что… но…».

И раз уж речь зашла о детских проступках, то хочется напомнить золотое правило воспитания: осуждаем конкретный поступок, но не личность. Например: «Ты хороший мальчик, но сегодня поступил плохо. Мне от этого грустно», «Уверен, что тебе стыдно, и ты не захочешь больше так поступать. Ты же добрый».

Важно, чтобы взрослые слышали ребенка. То есть, общались с ним не попутно с другими делами, а показали пример уважительного внимательного слушания (который ребенок переймет для общения с другими) — сели рядом, посмотрели в глаза, дотронулись, выслушали, не перебивая…

Упражнения:

1. Читайте детям стихи, где описываются чувства. Потом можете вместе с ребенком изобразить эмоции персонажей. Например:

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

Он во всем мне подражает,

Этим очень раздражает.

Я достал в шкафу варенье,

Я к любимым всей душой!

На, поешь для подкрепленья,

Будешь толстый и большой.

Земляничное варенье

Поднимает настроенье.

Обучение дошкольников

Что такое нетерпенье?

Для примера скажем так:

В доме варится варенье

И не сварится никак.

2. Рассматриваем картинки, фотографии с разными эмоциями людей. Отгадываем, какое у человека настроение: веселое, хорошее, сердитое, плохое… Можно нарисовать разные гримасы на воздушных шариках и поиграть с ребенком в эти маски, изображая соответствующее настроение лицом и телом.

3. Подбираем слова к картинкам с веселым и печальным сюжетом: веселье, радость, праздник, грусть, горе, тоска (такие слова ребенок уже в 3-4 года может использовать, если слышал от взрослых).

4. Изобразите вместе, как идут веселые дети, как идет грустный дедушка, как идет злой Бармалей…

Волшебные слова

Вежливые слова, комплименты, этикетные речевые обороты не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. В освоении этой грани языка чувств особенно важен пример взрослых. Если ребенок постоянно слышит: «Прости», «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте здоровы», «Извините» и так далее, то можно не сомневаться в том, что он усвоит формулы вежливости.

То же самое касается искусства комплимента. Комплименты могут делать все члены семьи друг другу, ребенку и самим себе. Роль папы в этом — ведущая, ведь комплиментов ожидают, в основном, от мужчин.

Мой папа — красивый и сильный такой!

Мой папочка — самый-пресамый!

Он шляпу всегда приподнимет рукой,

Встречаясь на улице с дамой.

Уметь говорить и принимать комплименты с достоинством — важная часть психического здоровья. Комплименты для ребенка все равно что витамины для самооценки:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий.

Обучение дошкольников

Для ребенка постарше требуется похвала «за дело»: «Какой Миша сильный!», «Машенька-искусница, как маме на кухне помогла!» и т.д. В качестве комплиментов подойдут и озорные стихотворные строчки, такие как:

Мне изюм нейдет на ум,

Цукерброт не лезет в рот,

И халва не хороша

Без тебя, моя душа.

А сама-то величава.

Выступает будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Во избежание слез и прочих расстройств в ответ на выпады других детей обучите ребенка словесной самообороне («Кто обзывается, тот сам так называется» и т.д.). Объясните, что слезы ребенка — радость обидчику. Что дразнят и обзывают вовсе не со зла, а потому что необычное во внешности или поведении вызывает такую реакцию. Например, дразнят рыжих, а в разные времена рыжие волосы считались эталоном красоты, символом удачи.

Упражнения:

1. Возьмите у ребенка интервью (какой-то домашний предмет сыграет роль микрофона): когда вам делали что-то приятное? Что это такое? Дети сначала вспоминают о подарках, сладостях, праздниках, потом о заботе взрослых, и в последнюю очередь могут вспомнить о том, как сами делали кому-то приятное. Обсудите, как можно порадовать человека, даже когда ничего ему не даришь (забота, улыбка, внимание, добрые вежливые слова).

2. В другой раз спросите, что может быть неприятным (взгляд, если злой; голос, если грубый; слова, если «ругачие»). Если вы немного порассуждаете с ребенком о плохих словах, он придет к самостоятельному выводу, что плохие слова делают плохо тому, кто их говорит — ему самому становится плохо, а люди вокруг становятся злыми и драчливыми. Зато, если говорить добрые слова, то самому хорошо, и вокруг всем приятно.

3. Если малыш жалуется на кого-то, предложите ему сказать о человеке что-то хорошее. Тренироваться можно на членах семьи, животных, вещах. Другой вариант упражнения: найти добрые слова для…

4. Если малыш в плохом настроении, поиграйте в «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее…» _ нужно, чтобы он назвал свои хорошие качества. То же можно сделать по отношению к маме, бабушке, дедушке. Также можно предложить ребенку изобразить самого себя в плохом настроении (гримаса). А затем таким, каким он хочет быть. Предложите ребенку поиграть в себя веселого (походить с таким выражением на лице, сделать что- то, что он сделал бы, если бы настроение было веселым).

5. Чтобы выкричать злость, предложите изобразить «Я страшный Бармалей»:

Я страшный, беспощадный,

Ужасный Бармалей!

Я бегаю по Африке и

Кушаю детей! Да! Да!

(кричать, топать ногами до выхода эмоции).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь