Практически каждый ребенок совершает проступки. И это нормально, так как в период становления личности не всегда бывают понятны нормы поведения взрослых. Но так как все дети разные, так и проступки у них имеют совершенно различную мотивацию. Это может быть обычная шалость или проступок с целью доброго намерения, или просто незнание что так делать нельзя.
Как же наказывать малыша, чтобы не травмировать его еще не сформировавшуюся нервную систему? Как наказать, чтобы не нарушить его право на поступок и право на собственное мнение – и в то же время пресечь неправильное поведение в будущем?
Почему дети не слушаются взрослых?
Самое главное, что мы должны заложить в своих детях – это уверенность в том, что они личности. Самое важное в жизни любого человека, будь то взрослый или годовалый карапуз – это свобода. Но свобода это, как говорили классики, осознанная необходимость, а не вседозволенность. Поэтому границы нашей личной свободы ограничивает общественная мораль и безопасность.
У каждого человека есть пределы собственной свободы и жизнедеятельности. Грудной малыш лежит в кроватке или коляске. Но когда приходит время – он стремиться выбраться из этого замкнутого пространства, чтобы освоить другие места в доме. Запрещать ему это нельзя и даже преступно, так как подросший ребенок должен везде ползать, карабкаться, пытаться встать на ножки, падать и подниматься снова.
Но при этом он может повредить собственному здоровью. Поэтому расширение личного пространства ребенка должно быть под полным контролем родителей.
Любой малыш время от времени поднимает «бунт» против родительской опеки и начинает «хулиганить». Это повышает его самооценку. Поэтому при любом проявлении непослушания или хулиганства, родители не должны сразу же наказывать ребенка, а прежде всего – разобраться в ситуации.
Не значит ли это – что наказывать совершенно не нужно? Ни в коем случае! Ребенок должен понять предосудительность собственных поступков, чтобы в будущем их не повторять. Но наказывать нужно осознанно, чтобы малыш не обозлился и сделал все необходимые выводы.
Меры наказания
Как показала практика, самое страшное для ребенка – это не лишение его удовольствий или активности («никакого телевизора или компьютера», «гулять сегодня не пойдешь»), а ваш сердитый взгляд, лишение любви. Поэтому такое моральное воздействие нужно приберегать на самый крайний случай, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что вы вовсе его не любите.
Обязательно внушите ребенку, что вы его наказываете не за то, что он есть, а только за содеянное. У малыша не должно сложиться впечатление, что он виноват в собственном существовании, — его наказали только за проступок. Нельзя унижать и оскорблять.
Поэтому нельзя наказывать за непреднамеренную неуклюжесть (разбилась тарелка, пролились чернила). В этом ребенок зачастую совсем не виноват, просто он еще маленький и не обладает достаточной ловкостью. Нужно объяснить, что тарелку или новый ковер жалко и впредь нужно быть аккуратнее. Другое дело – если тарелку ребенок разбил специально, в истерике. В таком случае нужно сделать вид, что вы очень расстроились от того, что малыш разбил вашу любимую тарелку и теперь будет не на чем кушать, тем самым вызывая раскаяние в душе сорванца.
Ошибки, которые мы делаем.
Никогда не наказывайте ребенка за поступки, которые он совершает, подражая вам. К одной из таких типичных ошибок относится ложь. Если вы в присутствии малыша кого-нибудь обманываете – не ждите, что ребенок будет во всем правдивым, ведь мама и папа лгут – значит это допустимая норма поведения. Лучше постарайтесь, чтобы дети не слушали вашей лжи, а еще лучше – не лгите никому.
Нельзя вымещать на ребенке свое негативное отношение к кому-нибудь. Если отец ребенка вас чем-нибудь разозлил – не сгоняйте зло на малыше, ведь он ни в чем не виноват.
Также следует помнить, что механизм анализа информации у ребенка включается только к четырем годам. Поэтому до достижения этого возраста, он может совершать одни и те же ошибки по многу раз. Не злитесь на него, если вам придется повторять одно и то же по 30-40 раз, прежде чем он что-нибудь усвоит.
Учитесь мириться
Все мы с раннего детства умеет конфликтовать и злиться. А вот правильно мириться, не затаив обид и зла – нас практически не учат. Поэтому груз взаимных претензий люди носят даже во взрослом возрасте, передавая такое отношение к жизни и своим деткам.
Научите своего ребенка, что нет таких провинностей, за которые нельзя простить другого человека. Что самое главное – это не настоять на своем, а сохранить хорошие отношения, даже после ссоры.
И самое главное – не допускайте того, чтобы ребенок разуверился в вашей к нему любви.