Нужно ли учить ребенка читать до школы? Вопрос актуальный, и для большинства родителей давно и однозначно решенный. Конечно, учить, ведь без чтения (а иногда и без беглого чтения) ребенок просто не поступит в престижную школу (гимназию).
Но если учить, то как и когда? Ответы на эти вопросы зависят от того, что вы хотите Получить в итоге, от интересов и потребностей ребенка и оттого, насколько вы готовы (считаете нужным) их учитывать.
Сторонники раннего обучения, едва малыш начинает произносить первые слова, обклеивают квартиру табличками с названиями предметов, лепят из пластилина буковки и кормят свое чадо исключительно печеньем «Алфавит», В их домах живут книжки-погремушки, книжки — подушки, книжки для купания в ванне и т.д. И малыши.
конечно же, начинают читать рано, ведь, как говорят в спорте, что тренируешь, то и тренируется. Зачастую в погоне за ранним, развитием родители упускают развитие актуальное. Ребенок должен развиваться органично, и акцент в какой-то определенной области неизбежно влечет за собой недостаток в другой. Да, ребенок может читать в три года. Но в ущерб чему? Общению со сверстниками? Игровой деятельности? Развитию общей моторики? Время пройдет, и компенсировать пробелы будет не так просто. Намного легче не допускать перегибов сейчас.
Оптимальный период обучения чтению — где-то за год до школы, а лучше в первом классе, первое полугодие которого как раз и отводится на овладение навыком чтения. Но, как уже говорилось выше, далеко не каждая школа готова принимать в первый класс ребенка, который не умеет читать. И дело тут не в качестве школы, а в мировоззрении и установках ее педагогического коллектива. Далеко не все школы, которые не требуют от ребенка владения навыком чтения на этапе поступления в первый класс, имеют при этом низкий уровень преподавания.
В идеале, если всё в читательском развитии ребёнка идет гладко, то к концу дошкольного возраста он уже и сам проявляет интерес к буквам и обучению чтению. У некоторых детей этот интерес пробуждается раньше, но таких детей относительно немного.
Шести-семилетку уже можно учить чтению целенаправленно. Если у вас есть некоторый педагогический талант и представление о методике обучения, лучше делать это самим. Если же представлений нет, а обучающие занятия с ребенком приводят скорее к ссорам и огорчениям, нежели к радостным открытиям, лучше доверить это дело профессиональным педагогам.
Не столь важно, что вы выберете: частного учителя, детсадовские занятия или специальные занятия по подготовке к школе. В большей степени это вопрос цены и удобства. Важнее, чтобы педагог на этих занятиях не отбил у ребенка желание брать в руки книгу, а только укрепил зарождающийся интерес к ней.
Прося ребенка прочитать вам что-то, обращайте внимание не только на технику чтения, но и на восприятие, осмысление прочитанного. Уравновешивайте интеллектуальные занятия спортивными, и не забывайте о досуге детей, желательно не телевизионном и не компьютерном.
Успех или трудности, с которыми будет продвигаться в обучении наш «ребенок-читатель», во многом зависит от того, каким образом мы организуем жизнь «ребенка-слушателя». На самом деле читатель начинается с колыбели. С песенок, потешек, пестушек, которыми мать окружает свое дитя в первые месяцы его жизни. С чудесного мира звуков и слов, в который мы погружаем нашего, пока еще только слушающего, ребенка. С радости и внимания, с которыми мы встречаем его первые попытки общаться. С уважения, которое мы питаем к маленькому собеседнику. С нашей готовности рассказывать и отвечать на бесконечные вопросы, разнообразить мир ребенка доступными ему впечатлениями. Для успешного читательского развития необходимо насытить его мир книжками и картинками, стихотворными ритмами и песенками, речевыми играми (звукоподражание, «доскажи словечко»), а чуть позже, со временем, и литературными сюжетами, которые так важно малышу «пережить», «пережевать», «проиграть», пропустить через себя.
Когда мы, взрослые, читаем литературное произведение, мы, как правило, сопереживаем полюбившемуся герою, эмоционально реагируем на прочитанное. Ребенку младшего возраста такое еще не под силу. К «сопереживанию» он приходит через «содействие». Малышу непременно нужно «побывать в шкуре» персонажа, делать все, что делает герой, тогда ему постепенно становятся доступными и переживания персонажа. Читая про котят, важно передвигаться на четвереньках и мяукать, пить молоко не из чашки, а из мисочки, лакая язычком и, желательно, под столом (кто бы только позволил?). Важно переносить книжные впечатления малыша в реальную жизнь, и поддержка взрослых на этом этапе чрезвычайно важна. Важно предложить набор игрушечных медицинских инструментов во время чтения «Айболита», и хорошо бы также обеспечить малыша болеющими кроликами и крокодилами. «Федорино горе» оживить кукольной посудой, завести постельку для «Усатого-полосатого», чтоб тот в ней пошалил:
Хвостик на подушке,
На простынке — ушки!
Ну разве так спят?
Важно дрожать с малышом, читая про замершего воробья, и скакать от радости вместе с победившими всех злодеев героями.
Хорошо рисовать героев и лепить их, хорошо смотреть мультики, фильмы или театральные постановки по мотивам прочитанного. Просто замечательно устраивать кукольные спектакли по мотивам сказок и стихотворений. И только один момент может омрачать подобную творческую деятельность — наши строгие указания, наши критические комментарии или оценки и, особенно, принуждение. Постараемся этого избежать.
Надеюсь, вам не показалось, что мы отвлеклись от нашей темы? Что происходит в жизни нашего дошкольника? Он играет! Он любит слушать, как вы ему читаете, он просит читать ему еще и еще. А затем играет в прочитанное, пропуская через себя весь спектр переживаний и приключений героя! А еще он рисует то, что представляет, фантазирует. Он просит вас делать подписи к его рисункам (так постепенно возникает потребность в письменной речи). И, как правило, он начинает интересоваться буквами и пытаться складывать первые слова. Не торопите его! Не форсируйте события!
Если ребенок увлечен чтением как таковым и не представляет жизни без книги, абсолютно неважно, в каком возрасте он перейдет к самостоятельному чтению. И даже если он вполне бойко читает, не лишайте сёбя и его наслаждения от совместного чтения.
Наши дети слишком быстро взрослеют, и потому эти драгоценные минуты общности особенно дороги нам.