Домой Без рубрики Как выбрать занятия для дошкольника?

Как выбрать занятия для дошкольника?

435
0

занятия для дошкольникаС этого вопроса в жизни родителей начинается череда проблем выбора: садика, школы, вуза, профессии (иногда этому предшествовал выбор роддома, акушерки). Это серьезный родительский и педагогический выбор, и делать его надо ответственно, максимально собрав всю необходимую информацию, оценив финансовые возможности семьи, необходимые затраты времени… Обилие предложений делает этот выбор чрезвычайно затруднительным.

Первое, что поможет в этом нелегком деле, прямой и честный ответ самому себе на вопрос: для чего нам — моему ребенку и мне — нужны развивающие занятия. Самый простой и частый аргумент: ну как же, все дети ходят на какие-нибудь занятия. Нередко к этому ответу подмешивается элемент родительского тщеславия, и при выборе учитывается престижность и крутая цена «развивалки».

Иногда нам не дают покоя достижения разнообразных знакомых детей: вот сидоровский Вовка, не гляди, что три года, а на культурологические штудии ходит, работает в технике декупажа и таблицу умножения выучил. Бывает, влияет осознание собственных, потраченных впустую ранних годов жизни: и почему меня родители не научили в детстве на фаготе играть (варианты — лобзиком выпиливать, трем иностранным языкам, в балет не отдали). Понятно, что подобные соображения не имеют никакого отношения к вашему собственному ребенку, поэтому, если такие мысли в голову и приходят, мы на них не циклимся. Мы думаем, для чего именно моим дочери или сыну нужны занятия и с какого возраста лучше начинать их посещать.

занятия для дошкольникаНадо учитывать и то, что занятия бывают общеразвивающие и специальные, такие, где учат танцам, игре на каком-либо музыкальном инструменте, иностранному языку и т.п. Конечно, вторые, специальные занятия принесут ребенку пользу в более старшем дошкольном возрасте, после 4-5 лет. А для малышей до 5 лет предпочтительнее занятия в группах общего развития.

Вопрос о возрасте мы оставляем открытым. Есть родители, настолько сильно озабоченные идеей раннего развития, что готовы носить грудничка, невзирая на трудности, сопряженные с дорогой, ценами и всеми возможными инфекциями, лишь для того, чтобы специально обученная тетенька звонила ему в колокольчик, показывала, как хлопать в ладошки и греметь погремушкой. Если честно, для малыша гораздо приятнее и полезнее это все проделывать с родными мамой и папой. Но вы, скорее всего, уже не помните, а являясь родителями первенца, еще не знаете, как «идет коза рогатая», как спеть колыбельную и сыграть в ладушки-ладушки. Неоспоримая польза от этих занятий по очень раннему развитию состоит в том, что важны они именно для родителей. Это своеобразный родительский клуб, где под видом развития детей соратники по воспитанию обмениваются ценными советами, старшие передают младшим не только накопленный опыт, но и адреса хороших педиатров, логопедов, здесь вы всегда сможете найти заинтересованных собеседников, полное понимание своих проблем и поддержку.

Из таких ранних «развивалок» я бы особо выделила группы, работающие на основе материнского фольклора — отработанных в культуре, традиционных форм общения с ребенком: колыбельных, пестушек, потешек, приговорок. Материнский фольклор, задавая способ эмоционального общения с малышом, является и первой встречей с поэтическим словом (ритмом, рифмой, образом). И вот что еще очень важно: едва родившись, ребенок начинает заниматься очень важной работой по выстраиванию этого мира, упорядочиванию, буквально, приведению его в порядок. Проделать такую непростую работу младенцу традиционно помогали различные жанры материнского фольклора, являясь по сути для него опережающей моделью построения мира. Кстати, фольклорные занятия исключительно полезны в любом возрасте.

При выборе занятий для ребенка надо исходить из двух основных факторов: соответствия интересам вашего ребенка и соответствия его возрастным возможностям. Иногда предпочтения ребенка можно обнаружить довольно легко: один малыш, ухватив в два-три года карандаш, больше из рук его не выпускает, другой скачет и носится с утра до ночи без устали, третья, чуть заслышав музыку, начинает кружиться и приседать. Наблюдения за ребенком очень облегчают выбор.

Но довольно часто бывает трудно понять, что малышу понравится больше, что у него получится лучше. И родители идут путем эксперимента над собственным дитятей, записывая его во все кружки,

студии, секции и группы; потом разберемся, чем сердце успокоится. Теоретически, это правильный путь, но на практике он приводит, как правило, к ряду неприятных последствий. Во-первых, человек (а ваш ребенок — человек, а не только малыш) привыкает с легкостью отказываться оттого, что не получается и над чем надо потрудиться. Во-вторых, от посещения всего малыми дозами у ребенка, как впрочем, и у родителей, возникает иллюзия полной осведомленности об окружающем мире и человеческих занятиях, вырабатывается поверхностное отношение ко всем занятиям, такое верхоглядство, «всезнайство», нередко умиляющее родителей. И наконец, в-третьих, у бегающего с утра до вечера по «развивалкам» ребенка не остается времени на то, что должно быть самым главным в жизни дошкольника.

А в дошкольном возрасте главным занятием, или, как говорят психологи, ведущей деятельностью является игра. Именно в игре формируются все основные психические новообразования этого возраста, всё то, что будет востребовано в дальнейшей жизни — в учебе, работе, общении. В игре развиваются фантазия и воображение, ребенок учится составлять план и изготавливать орудия, использовать предметы-заместители, контролировать ситуацию, общаться со сверстниками, поступать по правилам.

занятия для дошкольникаДругие традиционные виды детской деятельности: музыкальные, танцевальные, физкультурные занятия и то, что называется «творческой деятельностью», т.е. рисование, лепка, конструирование, аппликации, всевозможные техники изобразительной деятельности (т.е. изготовление чего-нибудь художественного). Здесь важно не промахнуться с возрастом: понятно, что как бы ни были хороши занятия квиллингом или авиамоделированием, пяти-шестилетнему ребенку они еще не под силу.

И конечно, особое место в жизни дошкольника занимает чтение. Хорошая детская книжка для малыша — дверца в большой мир, эмоциональное общение с родителями, читающими ему, первый опыт сопереживания, сочувствия героям. Не спешите переходить к более взрослым произведениям, дайте ребенку в полной мере насладиться стихами и сказками Чуковского и Маршака, Р.Мухи и Ю.Мориц, приключениями обезьянки Анфисы, историями о Незнайке и Буратино.

Все места, где занимаются вышеперечисленным, могут представлять интерес для вас и вашего ребенка. На мой взгляд, для этого возраста предпочтительнее комплексные занятия, т.е. когда в одном месте и поют, и рисуют, и читают, и играют… Помните, что кроме центров детского развития, есть дома детского творчества, музеи, детские библиотеки, где отлично умеют заниматься с детьми.

Напоследок еще один совет. Если четырех-пятилетнего ребенка сажают за парту писать палочки, считать примеры, учить буквы или сортировать круги-треугольники, объясняя вам, что его замечательно разовьют и подготовят к школе, бегите прочь от этого места. Программу первой четверти первого класса он и освоит в первом классе (при очень большой необходимости можно будет заняться этим за несколько месяцев перед школой). Размазывание же этого процесса на несколько дошкольных лет обычно дает результат, обратный декларируемому. То же самое относится к занятиям, будь то рисование или любое рукоделие, где от дошкольника жестко требу ют делать все только по образцу и команде, пресекая фантазирование, сковывая работу воображения, мышления.

Наконец, если ваше дитя стало боязливым, печальным, медлительным или, наоборот, перевозбужденным, подумайте, не перегрузили ли вы его, все ли занятия соответствуют его возрасту и особенностям.

Чем больше ребенок в детстве бегал и прыгал, пел и танцевал, рисовал, лепил и занимался прочим рукоделием, возился с куклами и машинками, играл с друзьями в коллективные игры и водил хороводы, наблюдал в парке за жизнью воробьев и муравьев, помогал бабушке накрывать на стол и ухаживать за грядками, слушал чтение хороших книжек, тем лучше созрели у него психологические механизмы, обеспечивающие в дальнейшем учебную деятельность, тем интереснее и насыщеннее прошла его дошкольная жизнь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь