Домой Без рубрики Конфликт с учителем

Конфликт с учителем

485
0

Конфликт с учителемГоворя о конфликтах между учителем и учеником, можно выделить некоторые особенности, которые отличают их от ссор с родителями или другими взрослыми. Участники такого конфликта имеют разный социальный статус, разный жизненный опыт, разные точки зрения на ситуацию, при их общении всегда присутствуют третьи лица — одноклассники, которые делают выводы.

Если вы знаете, что у ребенка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо. Конечно, воспитание самостоятельности — дело хорошее, когда речь идет о старших школьниках. Однако школьники младшего и среднего возраста пока еще не обладают дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя ее и не нанося ущерб своему здоровью?

Существует несколько видов школьных конфликтов, которые возникают в разных ситуациях. Некоторые из них появляются по поводу успеваемости ребенка, его учебы в школе и выполнения домашних заданий. Если ученик устал или ему трудно, он отказывается работать. Это может случиться и тогда, когда учитель предъявляет слишком высокие требования к уровню знаний учеников или наказывает нарушителей дисциплины плохими оценками по предмету.

Другая ситуация связана с поведением школьников, с их поступками, не касающимися учебы. Так, ученик совершает какой-то поступок, а учитель ошибается в его анализе, не выяснив мотивы и делая неправильные выводы. Конечно, учитель не является членом семьи, ему неизвестны многие факты из жизни школьников, ему часто приходится строить догадки. Владея недостаточным количеством информации, он неверно оценивает поведение ученика, не заботясь о своем дальнейшем взаимодействии с ним. Учителя частенько дают оценку не поступку, а ребенку. Это — грубейшая педагогическая ошибка, которая причиняет ребенку боль и порождает серьезные конфликты.

Конфликт с учителемПоследняя группа ситуаций — это конфликты в сфере личных отношений взрослого и ребенка, их общения, их эмоций. Ученик начинает ненавидеть учителя, допустившего оскорбление или обидное замечание.

Так или иначе, любая сложная ситуация в школе или вне ее отражается на поведении и настроении вашего ребенка. Поэтому родителям важно обращать внимание на следующие особенности:

  • Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый — начинает ужасно грубить.
  • Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
  • Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания. Обычно при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • На вопрос о каком-то предмете или учителе ребенок изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

Папе и маме необходимо помочь ребенку разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон. Главная задача родителей — не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом и другими людьми. Проделав вместе с ребенком все шаги по разрешению трудной ситуации, вы дадите ему в руки инструмент, который он сможет применить дальше. Вот примерный алгоритм действий:

Конфликт с учителем1. Выслушайте ребенка. Главное в процессе «слушания» — не оценивать то, что вам говорят. Не мешайте ребенку выражать свои эмоции, даже если вам покажется, что он слишком груб и даже агрессивен в выражениях. Сначала покажите, что вы в курсе: «Мне кажется, что у вас с учителем произошло недопонимание», — а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь». Постарайтесь сдержаться, не одергивать и не оценивать. Ребенок должен чувствовать при этом, что вам действительно интересно его мнение, что вы не злоупотребите его доверием и не обернете его откровенность против него. Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшими школьниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе это кажется несправедливым?», «Тебе обидно?», «Ты боишься?». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен. Он поймет, что вы — на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность — при ребенке ругать учителя. Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

2. Начните обсуждение. Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача — вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте различные версии. Главная мысль, которая должна прийти в голову ребенку по ходу этой беседы: суть конфликта не в том, что кто-то старается причинить зло другому, а во взаимном непонимании. Разработайте план дальнейших действий. Даже если вы не придумаете выхода из конфликта, ребенок поймет, что прежде чем действовать, нужно проанализировать ситуацию, поставить себя на место другого и постараться понять его.

3. Поговорите с педагогом. Но приходить в школу нужно только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков. В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны. Как бы ни было трудно, нужно постараться сохранить спокойствие и беспристрастность, «выключить» собственные родительские эмоции. Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

4. Побеседуйте втроем — вы, учитель и ребенок. Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается, и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником — собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Если же конфликт зашел слишком далеко и Вам не удается изменить создавшуюся ситуацию, проконсультируйтесь с психологом.

5. В ситуации, когда Педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Не забывайте: сейчас вы закладываете в сознании ребенка алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что когда это необходимо, вы поступаете решительно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь