Ребенку с ограниченными возможностями очень важно специальное оборудование, которое эти возможности для него расширяет. Организуйте поручни рядом с кроватью и в ванной. Предусмотрите отдельную комнату или достаточно места в общей комнате для использования и хранения кресла-каталки, костылей, протезов, игрушек, специального стула и другого оборудования, которое может потребоваться ребенку.
В ряде случаев обычной мебели будет недостаточно. Потребуется специальное оборудование, чтобы поддерживать ребенка в правильной позе, способствовать развитию его двигательных функций.
Как правильно поднимать и перемещать детей-инвалидов
Когда ребенок взрослеет и становится более тяжелым, вам потребуется освоить правила эргономичного поднятия и перемещения ребенка. Основное правило: спина должна оставаться прямой, подъем осуществляется за счет мышц ног. Не пытайтесь поднять ребенка на вытянутых руках. Воспользуйтесь инструкциями по перемещению лежачего больного, смене постельного белья под ним, по его гигиеническим процедурам и так далее.
Роль папы, на которого по статистике падает вдвое меньше нагрузки по уходу за больным ребенком, заключается в том, чтобы максимально облегчить физические усилия членов семьи по уходу за ребенком. Например, за счет подъемника над кроватью, устройства поручней вдоль стен квартиры для самостоятельно передвигающегося ребенка.
Гигиенические процедуры
Гигиена — дело достаточно интимное. Взрослеющему ребенку полезно выполнять эти функции самостоятельно, хоть это и занимает у него гораздо больше времени, чем у здорового ребенка. Со специальными приспособлениями, которые обеспечивают опору для всего тела во время гигиенических процедур, вас ознакомят в центре помощи инвалидам. А возможно, вашему ребенку будет достаточно стенового поручня, чтобы сохранять равновесие.
В любом случае необходимо научить ребенка вовремя сообщать о своих нуждах, контролировать работу выделительной системы и вовремя отправляться в туалет, учитывая то время, которое необходимо для этого.
Еда
Ребенку с ограниченными возможностями психологически важно уметь делать что-то самостоятельно. Например, есть и пить. Как и при здоровом развитии, сначала учат ребенка есть ту пищу, которую можно брать руками (порционную, порезанную кусочками)* Пить учат с помощью специальных стаканчиков-непроливаек или через соломинку (по поводу соломинки нужно проконсультироваться с логопедом, если ребенок плохо контролирует движения рта и языка). Для людей с ограниченными возможностями разработаны специальные столовые приборы, но они больше подходят взрослым. Поэтому начинать обучение предстоит с обычных пластмассовых приборов для детей. Нескользящие подставки, ложки с утолщенными ручками, специальные доски с ограничительными бортиками, ножи с широкими ручками позволят ребенку освоить даже несложные приемы приготовления пищи. В целях развития и освоения жизненных навыков детям с серьезными ограничениями полезно давать помешивать, раскатывать, переливать ложкой, даже если их движения нужно постоянно направлять.
Правильная поза также важна для успешного освоения самостоятельного приема пищи. Возможно, потребуется специальный стул.
Передвижение
Стандартные инвалидные кресла или устройства, служащие опорой при ходьбе, можно приобрести, обратившись к семейному врачу или терапевту. Обычно вид этого оборудования страшит детей. Используйте любимые наклейки, велосипедные катафоты, светящиеся полоски и другие яркие приспособления, чтобы настроить ребенка на позитивный лад. Современные кресла лучше оформлены, требуют от ребенка меньших затрат энергии на пользование ими, улучшают маневренность и таким образом расширяют возможности ребенка. Но такое оборудование достаточно дорого. Можно обратиться за помощью в благотворительные организации.
Учитывая высокую стоимость вспомогательных приспособлений, родителям необходимо продумать наперед разные стороны жизни ребенка, изменение его потребностей с взрослением.
При обучении ходьбе ставьте перед ребенком конкретные достижимые цели. Например, сделать несколько шагов, чтобы самостоятельно переместиться с кровати к игровому столу; ходить по дому; играть со сверстниками.
Развлечения, игры, развитие
Обычный ребенок обучается многим вещам в ходе простых повседневных действий — открыть кран, забраться на диван, закрыть дверь и так далее. Ему в руки и на глаза попадает больше предметов, чтобы разбираться с цветом, формой, текстурой, тренировать мелкую моторику и речь. Обычный ребенок быстрее развивается в силу обширного опыта, недоступного ребенку с ограниченными возможностями. Поэтому его нужно знакомить со всеми аспектами повседневной жизни, специально обучать обычным детским занятиям: рисованию, играм с игрушками на воде, печению куличиков и так далее. Нужно стараться, чтобы развитие ребенка-инвалида максимально приближалось, шло тем же путем, что и развитие его здоровых сверстников. Это поможет развитию уверенности в себе, характера и физической активности. Малышам достаточно обычного набора игрушек и книг, однако потребуется обеспечить правильную позу и обстановку для игр. Как минимум, нужен подобранный по высоте стол или вырезанная из пенопласта подставка, которую можно «надеть» сидящему ребенку. Для дошкольника будут интересны и полезны занятия с красками, наклеиванием, коллажем. Для подрастающего ребенка игра превращается в средство познания, обучения и времяпрепровождение. Компьютер и Интернет с социальными сетями, поиском информации, играми и фильмами помогут расширить познания ребенка о мире, наладить связь с другими детьми.