Целый год вы узнавали характер своего ребенка, кормили его, игрались и ухаживали. В этот период у малыша складывается первое осознание себя, как личности. И вот вы стали замечать, что с некоторых пор участились капризы по любому поводу и даже без повода, и теперь накормить или собрать на прогулку годовалого ребенка превратилось в настоящую проблему. Все чаще и чаще вы слышите от своего чада слова «нет» и «я сам».
С чем же связана такая «вредность»? Детские психологи этот феномен называют «кризисом первого года».
Почему капризничает годовалый ребенок?
Эти капризы нельзя расценивать как аномалию или недостаток воспитания. Просто ваш малыш впервые осознал, что он является отдельной личностью. Ведь до годовалого возраста он во всем полагался на маму и папу. Теперь же, в его характере происходят изменения и он, таким образом, показывает это своим родителям.
В это время от родителей требуется направить стремление ребенка к самостоятельности в нужное русло. Но если вы внезапно дадите малышу слишком много свободы – он растеряется и это надолго отобьет у него охоту к каким-либо самостоятельным действиям, покажет, какой он еще беспомощный. Ведь он еще многого не умеет: самостоятельно есть, завязывать шнурки на ботинках и т.д. Стремление все делать самому – это пока что не желание научиться себя обслуживать, а только акт самоутверждения. И, справившись в первый раз с ложкой или с пуговицами, ребенок чаще всего опять предоставит маме кормить и одевать себя.
Точно так же, ни в коем случае нельзя полностью пресекать подобные «капризы», так как это уже будет не поддержание дисциплины, а подавление личности. Что в будущем может проявиться как инфантильность и нежелание принимать важных решений.
Лучше всего, чтобы возрастающая самостоятельность малыша проявлялась не в быту, а в игровых ситуациях. Тогда можно безболезненно перенаправить стремления ребенка в более безопасное русло.
Как поощрять и развивать самостоятельность?
Чтобы подобный кризис быстро и безболезненно прошел, нужно всячески поощрять самостоятельность ребенка. Но при этом не сводить контакт с матерью до минимума, так как это полностью дезориентирует ребенка и истощит его, и так не большие силы. Не оставляйте кроху наедине со своими проблемами. Как это ни удивительно, но становление годовалого ребенка, как личности происходит через привязанность к родным людям.
Если вы ни на минуту не расстаетесь с ним, кругом ходите и все объясняете – ребенок понимает всю важность происходящего, и таким образом зарождается его уважение к себе и к другим.
Несколько советов, как помочь ребенку стать самостоятельным:
- Не спешите давать соску по первому же требованию. Часто бывает, что малыш испытывает неудовольствие от того, что игрушка лежит слишком далеко. Такие ситуации стимулируют развитие малыша. Но не дотянувшись до игрушки, он может расплакаться, и тут же получает соску, как самое надежное успокоительное. Усвоив это правило, малыш вместо того, чтобы тянуться за игрушкой – будет уже требовать соску, и вместо развития получит то, что погасит его самостоятельность.
- Когда ребенок учится ходить, не надевайте на него ходунки. Для такой цели лучше использовать устойчивые игрушки-каталки. Это будет способствовать быстрому обучению ходьбе и позволит правильно развивать опорно-двигательный аппарат.
- С ранних лет, как только у малыша прорежутся зубки, приучайте его жевать. Этот процесс имеет очень важное значение в развитии личности. Поэтому сократите до минимума кормление ребенка протертыми супчиками-пюре. Лучше порежьте овощи очень мелко. Если ребенок находится на грудном вскармливании – не знакомьте его с соской. Точно так же, как и суп, который не нужно жевать, так и соска приучают человека получать что-либо без усилий и это может развить ребенка в пассивную личность.
- Относитесь уважительно ко всем игрушкам малыша, даже если медвежонок или кукла уже стали некрасивыми и сломанными – это имущество ребенка. Поэтому не выбрасывайте «хлам» без его разрешения и не заменяйте старые игрушки новыми. Уважение к личной собственности также воспитывает самоуважение в ребенке.
- Если малыш хочет что-либо сделать сам – никогда ему этого не запрещайте, за исключением каких-либо травмирующих занятий, вроде отрезания хлеба ножом. Но, в последнем случае, следует объяснить, почему он еще не может этого сделать самостоятельно. Думаю, что вы найдете полное понимание.
Если ребенок взялся что-нибудь сделать, но не справляется – предложите помочь, но без издевательств: «Ты еще ничего не умеешь!». Лучше скажите, что да, — эта работа довольно сложная. Но всему можно научиться. На таких условиях ребенок всегда будет готов сотрудничать, и в другой ситуации не полезет сам, к примеру, к газовой плите или в лужу – а попросит вас помочь.