Отношение ученика и учителя нередко бывают далеки от идеала.
В начальной школе дело обстоит проще. В глазах ребенка младшего школьного возраста авторитет учителя велик. Учитель все знает, спорить с ним нельзя. От отношения учителя зависит самооценка ученика. Если учитель похвалит, то ребенок тут же преисполняется ощущением собственной успешности, если же учитель выказал недовольство — ребенок начинает сомневаться в своих способностях и возможностях. Многих учеников младших классов боязнь учительского порицания лишает возможности наслаждаться процессом приобретения знаний.
В старших классах авторитет учителя далеко не столь незыблем. Дети уже выросли, стали менее покладистыми, менее управляемыми, более независимыми. Да и учителей прибавилось, а чем больше людей, тем больше проблем. С кем-то дети легко находят общий язык, а с кем-то не находят его вовсе.
Причины конфликтов учеников с учителем самые разные. Чаще всего в этих конфликтах виноваты только взрослые — как учителя, которым не хватило профессионального мастерства или желания вникнуть в суть плохого поведения ребенка и попытаться вразумить его, не идя на конфликт, так и родители, лишь единицы из которых пытаются разобраться в истинных мотивах, понять проблему.
Грустно, когда между педагогами и родителями нет понимания, ведь от этого в первую очередь страдают дети. Педагоги обвиняют родителей, родители — педагогов, самые острые конфликты заканчиваются увольнением педагога или переводом ребенка в другую школу, а ведь прояви обе стороны побольше понимания — и всего этого можно было бы избежать. Не поймешь — не решишь проблему. Не поймешь — не сможешь помочь.
Давайте рассмотрим основные ситуации, которые чаще других становятся причиной конфликтов между учителями и учениками.
Ситуация первая. Пожалуй, самая распространенная. Подросток активно зарабатывает авторитет у сверстников, самоутверждается в коллективе посредством противостояния учителю. Учитель может и не дать повода, просто есть дети, для которых конфликт с учителем это единственный способ завоевать уважение одноклассников. Или, может быть, самый простой. А уж если педагогу недостает выдержки (если вдуматься, то отсутствие выдержки это прямое противопоказание к преподаванию), если легко выходит из себя, будучи не в состоянии справиться со своими эмоциями, то такой педагог рискует стать излюбленным объектом для конфликта.
Ситуация вторая. Ученик, привыкший дома высказывать свое мнение без ограничений, попадает к жесткому авторитарному педагогу, в любом выражении несогласия со стороны учеников усматривающему покушение на свой авторитет. Стоит ученику сказать нечто такое, что не совпадет с мнением учителя, как сразу же (и вероятнее всего — на пустом месте) возникнет конфликт.
Ситуация третья. Способному ребенку становится скучно на уроках низкоквалифицированного учителя. Учитель делает замечание, слышит в ответ классическое «а мне неинтересно» или же еще что похуже — и дело сделано. Если учитель не сможет правильно отреагировать на слова ученика, между ними начнется конфликт.
Ситуация четвертая. По каким-то объективным причинам ребенок не может соответствовать требованиям, выдвигаемым учителем. Учитель (не от большого ума, конечно) расценивает это как вызов («Остальные же могут, почему у тебя не получается?»), и начинается противостояние.
Хорошо, если ребенок сразу же скажет о конфликте родителям — чем меньше пожар, тем легче его погасить. А если нет? Родителям нужно знать основные признаки того, что в школе у их ребенка что-то неладно.
Признаки того, что у ребенка крупные проблемы в школе:
- внезапная и немотивированная потеря интереса к учебе;
- нежелание ходить в школу;
- резкое снижение самооценки;
- резкая смена поведения в худшую сторону;
- депрессивное состояние;
- неадекватная реакция на обычные слова и действия;
- отказ поделиться проблемами;
- записи в дневнике, касающиеся плохого поведения; преимущественно сделаны одним и тем же педагогом.
Младшие школьники обычно склонны преувеличивать масштаб конфликта, а старшие, напротив, преуменьшают его.
Что делать? Как решить проблему?
После подготовки места составьте режим дня или хотя бы режим делания уроков. Очень хорошо, если у учащегося начальных классов этот режим постоянно висит перед глазами, например над столом. Это делает ребенка более собранным. Очень важно, чтобы у ребенка было определенное время для выполнения домашних заданий, иначе их придется делать на ночь глядя.
После того как ребенок пошел в первый класс, непременно наладьте контакт с учителями, чтобы быть в курсе всех дел ребенка. Не забудьте хвалить ребенка за каждую хорошую отметку, за каждое достижение. Заметьте — хвалить, а не стимулировать деньгами, как это делают многие родители. Ребенок должен знать и понимать, что учится он только для своей собственной пользы. Вообще похвалы и подбадривание родителей для ребенка значат больше, чем оценки.
В начале учебы в школе родители должны помочь ребенку освоить навыки выполнения уроков, научить его сосредоточиваться, распределять время, заниматься самопроверкой, восстанавливать силы, искать ошибки. Не следует выполнять домашнее задание за ребенка, чтобы у него были отличные оценки. Важно приучить ребенка самостоятельно овладевать знаниями, быть дисциплинированным, критичным по отношению к себе, ответственным, трудолюбивым. Если родители как следует поработают над этим в первый год, то все последующие годы ребенок будет учиться самостоятельно, не доставляя им никаких проблем.
Делая вместе с ребенком уроки, будьте спокойны и терпеливы, обязательно хвалите его даже за самые крошечные успехи. Похвала укрепляет в ребенке веру в собственные силы, повышает его самооценку, настраивает на дальнейшие достижения. Избегайте сравнивать своего ребенка с другими детьми или с самим собой.
После того как ребенок начнет учиться самостоятельно, не забывайте о мягком, неназойливом и ненавязчивом родительском контроле. Процесс учебы отлажен — теперь вам придется решать проблемы психологического характера.
Переутомление и конфликты — вот что может отвлекать вашего ребенка от учебы или вызвать в нем стойкое отвращение к ней.
Всегда помните о том, что помимо учебы существует еще и обычная жизнь со своими прелестями. Не заставляйте ребенка все время учиться, ведь ему необходимо отдыхать и играть. Перегрузки вызывают стресс.
Что же касается конфликтов, то их всегда лучше предотвратить, чем «погасить». Будьте в курсе взаимоотношений вашего ребенка с одноклассниками и педагогами, почаще (на худой конец — хотя бы раз в месяц) заглядывайте в школу, общайтесь не только с учителями, но и с родителями других учеников и вообще принимайте как можно больше участия в школьной жизни. Тогда вы будете своевременно подмечать все перемены, происходящие с вашим ребенком, будете в курсе того, как он себя ведет и с кем дружит, и сможете вовремя дать совет, помочь, погасить любой конфликт в зародыше.
Подведем итог и перечислим главные задачи папы школьника.
- Организовать ребенку место для занятий.
- Выработать режим выполнения домашних заданий и приучить ребенка соблюдать его.
- Научить ребенка заниматься самостоятельно.
- Контролировать учебу ребенка.
- Быть в курсе школьных дел и проблем.
С начала нового учебного года у сына конфликт в школе. Конфликт непростой, потому что эта учительница математики по совместительств у еще и завуч, т.е. второе лицо в школе после директора. Как завуч она, наверное, должна быть умнее, впрочем это не мне судить.
Началось с того, что мой оболтус умудрился сдать ей на проверку тетрадку по русскому языку. Ну, перепутал, сдал по ошибке, с кем не бывает.
Другая бы учительница и внимания не обратила, а наша обиделась — влепила сыну двойку и больше месяца не спрашивала его, не давая возможности исправить ее. В итоге тревогу забила классрук, она у нас вполне адекватная тетка. Вызвала меня в школу, мы поговорили, вроде как разобрались, разрулили эту пустячную ситуацию, и вроде как все вошло в колею.
Вошло ненадолго, видимо учительница затаила злобу — она вообще какая-то мстительная чересчур, уж не больная ли? — и начала «прессовать» моего сына на каждом уроке. Подколы, замечания, и как бы он не отвечал, больше тройки ему не ставит. Сын у меня, конечно, далеко не ангелочек — он ей время от времени что-то там скажет такое на уроке, и тогда нас снова вызывают в школу. Мы так и ходим, по очереди с мужем, чтобы не переутомиться. Меня так и подмывает устроить ей скандал, но скандал будет плохо воспринят в школе. Это я точно знаю, у педагогов корпоративная взаимовыручка — наорала на одну, считай плюнула в лицо всей школе. Приходится терпеть. И в другую школу не перевести — у нас шкала с углубленным изучением иностранных языков, где я еще такую найду? Убеждаю сына, чтобы он меньше выступал, но он отвечает, что иногда просто не может сдержаться, так ему обидно, а учительница из каждого слова раздувает невесть что…