Каждые родители по-своему представляют, какой должна быть школа, в которую пойдет их ребенок. Кому-то видится школа с углубленным изучением экономики, кому-то — с основательным изучением языков, а кому-то — с творческим уклоном.
Москвичам есть из чего выбирать — школ в столице предостаточно. Можно и не выбирать, а пойти в ту, к которой ребенок «приписан» по адресу проживания.
«Статья 11. Дополнительные требования к приему в государственные образовательные учреждения города Москвы
1. В первые классы государственных образовательных учреждений в первую очередь принимаются дети, проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости от соответствующего образовательного учреждения; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из многодетных семей; дети, имеющие братьев и сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении; дети, которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы предоставлено преимущественное право при приеме в государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня. Перечень домов, расположенных в непосредственной близости от образовательного учреждения, определяется в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования».
Закон города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 «Об общем образовании в городе Москве»
В настоящее время в Москве насчитывается более полутора тысяч общеобразовательных школ, как государственных, так и частных. Кроме обычных школ, представляющих собой большинство, существуют и другие типы образовательных учреждений.
Лицей. Лицей дает своим ученикам углубленные знания по нескольким предметам, предоставляет право выбора дополнительных предметов и помогает своим выпускникам сориентироваться в выборе будущей профессии. Обычно лицей ориентирован на какой-либо вуз или вузы определенной, чаще всего физико-математической направленности. В старших классах лицея ряд предметов могут читать специально для этого приглашенные вузовские преподаватели.
Гимназия. В сущности это тот же лицей, только с углубленным изучением гуманитарных наук. Подобное разделение лицеев и гимназий дошло до нас из дореволюционной России.
Школы с углубленным изучением иностранных языков. В таких школах первый иностранный язык преподается начиная с первого класса, а второй вводится с четвертого или пятого. Кроме того, в языковых школах преподавание некоторых обязательных предметов непременно ведется на иностранном языке.
Физико-математические школы. Здесь, как понятно из названия, делают упор на изучении точных наук, уделяя повышенное внимание развитию логики, пространственного мышления и т.п.
Школы с экономическим уклоном. Помимо углубленного изучения математики, иностранных языков и информатики в этих школах преподаются такие дисциплины, как основы бухгалтерского учета, делопроизводство, политология.
Школы с гуманитарным уклоном. В дополнение к обязательной программе здесь преподают ряд дополнительных гуманитарных предметов — от логики с риторикой до философии и музыки. Разумеется, изучению языков, в том числе и древних, таких как латынь, тоже придается большое значение.
Школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. В этих школах ученики получают обычное базовое образование и заодно совершенствуются в музыке, хореографии, изобразительных искусствах, театральном мастерстве.
Школы при высших учебных заведениях ориентируют своих учеников на поступление в определенный вуз, уделяя особое внимание «профильным» предметам, но это не означает, что учащиеся этих школ не могут поступать в другие учебные заведения. Базовая образовательная программа обязательна для всех школ, независимо от их направленности и принадлежности.
Спортивные школы бывают двух типов. Одни усиленно занимаются общей физической подготовкой, не отдавая предпочтения какому-то конкретному виду спорта. Другие же сосредоточивают внимание на чем-то одном: плавании, легкой атлетике, футболе, теннисе.
Частные школы бывают разные по направленности. От прочих они отличаются не столько изучаемыми предметами, сколько более высоким уровнем преподавания и более комфортными условиями обучения.
С «профилем» школы определиться проще всего — к шести годам у ребенка уже сформированы какие-то предпочтения и можно, пусть и не со стопроцентной гарантией правильности, делать выбор между различными школами. В конце концов, если родители и ребенок еще не поняли, какую стезю им надо выбрать, можно отдать ребенка в обычную общеобразовательную школу.
А вот как из нескольких школ одинакового «профиля» выбрать наилучшую — вот это уже сложный вопрос. Правда, некоторые утверждают, что следует выбирать не школу, а учителя. В какой-то степени они правы, но не совсем, так как общая атмосфера, царящая в школе, более важна, нежели личность первого учителя. Правильнее всего сначала все же выбрать школу, а потом уже из нескольких педагогов, ведущих набор учеников в первые классы, выбрать того, кто понравится вам больше прочих. В начальной школе ваш ребенок проучится четыре года, около трети всего времени учебы, поэтому в выборе школы нерационально делать упор на начальную школу.
Собирать мнения о школе, расспрашивать знакомых, бродить по сетевым форумам лучше после того, как вы побывали в школе и решили, что она вам подходит. Теперь вы сможете отделить объективные высказывания от необъективных, ведь у вас уже сложилось о ней собственное впечатление. А то ведь можно поверить чьему-то необоснованно отрицательному мнению и вычеркнуть из списка подходящих весьма достойную школу.
Если вы захотите пообщаться с учителями, то не спешите сразу же после первой беседы делать вывод об их сухости и черствости. Дело в том, что учителям приходится все время говорить — как во время уроков, так и после. Конечно же они сильно устают и оттого в беседе с вами могут быть сдержанны и немногословны. Не упускайте возможности пообщаться с директором школы — по руководителю зачастую можно судить о всем заведении и правила «рыба тухнет с головы» тоже никто не отменял.
Не слишком обольщайтесь престижностью школы, зачастую этот критерий зависит не столько от качества образовательного процесса, сколько от умения директора школы ладить с вышестоящим начальством и его способности «показать товар лицом». Непременно вдумайтесь в то, чем обусловлена популярность школы. Помните, что общая атмосфера школы и ее комфортность важнее престижности и популярности.
Будьте объективны и умеренны в своих притязаниях. Идеальной школы в природе не существует. У всех, даже у самых-самых лучших, есть свои недостатки. Атмосфера в школе непременно будет отличаться от атмосферы детского сада, к которому вы с вашим малышом уже привыкли. Выбирайте лучшее из того, что есть, а не мечитесь в поисках недостижимого идеала, нарисованного вашим воображением.