В наше время стало модным работать не по специальности. Согласно статистике так поступают больше половины выпускников отечественных вузов. Причина у каждого своя: отсутствие хороших предложений на рынке труда, невостребованность полученной профессии, исчезновение интереса к ней и т. п.
«Ненужная» профессия — это, прежде всего, несколько лет жизни, совершенно зря потраченные на овладение ею. Правильное профессиональное самоопределение помогает избежать такой ошибки и получить профессию, которая непременно пригодится в жизни.
Вопрос выбора профессии начинает одолевать детей довольно рано — уже в 12 лет. К15 годам они уже определяются окончательно и начинают готовиться к поступлению в тот или иной вуз. Однако, как показывают социологические исследования, лишь 10-15% обучающихся по той или иной специальности имеют твердое намерение работать тем, на кого учился. Подавляющее большинство не имеют четкой профессиональной позиции и учатся ради получения диплома о высшем образовании.
Выбор профессии Щ первая серьезная жизненная задача, с которой сталкиваются подростки. От того, насколько верно будет решена эта задача, зависит не только материальное благополучие человека, но и его отношение к жизни вообще.
Выбор труден — профессий много, каждый год появляются новые, все так сложно, так запутано, так непонятно. Делая выбор, легко можно ошибиться.
Вот самые распространенные ошибки, возникающие при выборе профессии подростками.
1. Ориентация на бытующее мнение о престижности профессии. Далеко не всегда это самое мнение соответствует реальности. «Молва ходит, говор бродит, на что наткнется, тут и приткнется» — гласит народная мудрость. Вдобавок при взгляде со стороны преимущества кажутся огромными, а недостатки можно вовсе не заметить.
2. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному. Очень тяжело выбирать сразу и на всю жизнь, особенно если не имеешь представления о том, чем тебе самому хочется заниматься.
3. Выбор профессии по примеру или под влиянием друзей. Что тут вообще можно сказать? За компанию в кино сходить — это нормально. За компанию поступить в один институт с товарищем, не имея никакой склонности к данной профессии, — это по меньшей мере странно. Подобный подход к решению столь важной задачи рано или поздно аукнется.
4. Проекция отношения к представителю профессии на саму профессию. Если приятный в общении сосед работает инженером-технологом на швейном производстве, то это не означает, что на этом поприще вас ждет успех.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. У офицеров красивая форма, учителя всегда уходят в отпуск летом, летчики могут провезти кого-нибудь без билета, врачи солидно выглядят, а с полицейскими обычно никто не спорит… Перечень можно продолжать бесконечно. Очень помогает откровенный разговор с представителем приглянувшейся профессии. Розовые очки моментально исчезают, и приходит пусть и довольно поверхностное, но всестороннее представление о профессии.
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией. Можно получать пятерки по физике и математике, не имея никакой склонности к точным наукам, а просто потому что голова хорошо соображает. Предмет — это предмет, и к реальной профессии он имеет самое отдаленное отношение.
7. Выбор по принципу «где больше платят». Прагматично, но нерационально. Платят за компетентность, за определенные достижения в работе, а если профессия, что называется, «не по душе», то и достижений никаких не будет.
8. Пассивная жизненная позиция. Неумение или нежелание думать и принимать решения приводит к бездумному следованию посторонним советам или же к выбору ближайшего к дому учебного заведения.
9.Неверная оценка своих способностей и возможностей, несоответствие между психологическими особенностями и характеристиками будущей работы. Разумеется, для того чтобы правильно выбрать свою будущую профессию, прежде всего необходимо познать себя. Познать объективно, не обольщаясь и не занимаясь самообманом.
10. Давление со стороны родителей или других членов семьи. «Четыре поколения мужчин в нашем роду становились офицерами! Пойдешь в военное училище, причем только в артиллерийское, как отец и дед!»; «Все твои предки были врачами, и ты не вправе нарушать эту семейную традицию!»; «Мой отец занимался биологией, я работаю на кафедре биологии, и тебе прямая дорога на биофак!» Оглянитесь по сторонам — и среди своих знакомых вы непременно найдете людей, выбравших профессию из «династических» побуждений. Кто-то из них в итоге остается доволен, а кто-то нет. Другой вариант — когда ребенок становится средством реализации родительских амбиций и нереализованных родительских желаний. «Вот я так мечтал стать адвокатом, но мне не удалось… Ты должен воплотить в жизнь мою мечту!» Остановитесь и подумайте о том, как ваши мечты могут быть связаны с жизнью другого человека, пусть даже и вашего ребенка.
Долг родителей — помочь ребенку разобраться в себе и сделать разумный, обоснованный выбор. Правильным ли был этот выбор или нет, покажет жизнь.
При выборе профессии надо оценивать:
1) интересы;
2) способности;
3) личные качества.
Интерес к выбранной профессии — это основа основ, то, без чего невозможно ни овладеть профессией, ни достичь каких-либо успехов, профессиональных достижений.
Некоторые люди с раннего детства точно знают, кем они будут, некоторые не могут определиться и к окончанию школы. Вообще-то к 14-15 годам у подростка должны уже сформироваться интересы и хотя бы примерное представление о том, чем ему хочется заниматься в жизни. Это один из критериев развития — достижение определенного уровня психологической и социальной зрелости.
Интерес интересу рознь, и родителям надо уметь различать стойкий, давно сформировавшийся интерес и интерес сиюминутный, вызванный веяниями моды или же просмотром телевизионного сериала. Если у вашего ребенка «семь пятниц на неделе», то это можно расценивать как отсутствие интересов. Увы, но это так. Возможно, для того чтобы разобраться в себе, такому ребенку потребуется не только помощь родителей, но и консультация психолога. Очень часто помогает разобраться в себе тестирование.
«Семь раз отмерь — один раз отрежь!» Эти слова можно сделать девизом выбора профессии.
Способности идут следом за интересом. Оно и верно — негоже «зарывать свой талант в землю», лучше разумно им распорядиться и выбрать такую профессию, в которой удастся максимально реализовать себя, наиболее всесторонне раскрыть свои способности.
Не спешите ориентироваться на отметки в дневнике при оценке способностей! Дайте себе труд присмотреться к ребенку повнимательнее. Поговорите с ним о том, что дается ему легче, а что труднее. Может оказаться полезным тестирование. И не забудьте поинтересоваться мнением школьных учителей вашего ребенка.
Прекрасно, когда способности ребенка целиком и полностью совпадают с его интересами. Например, когда ребенок, который намерен стать дизайнером, прекрасно рисует и лепит, поражая всех своими творческими способностями, — это отлично. А вот когда ребенок, мечтающий стать программистом, знает математику «на нетвердую троечку», то это уже плохо. Надо или знания подтягивать, или начинать думать о другой профессии. А если у ребенка тройки по всем предметам?
Помните о том, что способности можно развивать. А вот привить интерес к тому, что не нравится, подчас невозможно.
Личные качества сотрудника ценятся работодателями не меньше квалификации и профессиональных навыков. Каждая профессия, каждая должность требуют определенного психического склада личности.
Так, например, офицер должен обладать выраженными лидерскими качествами, организаторскими способностями, уметь принимать решения и нести ответственность не только за себя, но и за подчиненных. Бухгалтер должен быть педантичен и усидчив, а педагог — терпелив и сдержан. На карьеру менеджера совершенно не влияет его брезгливость, а вот для врача она может стать роковой. Подобно способностям, личные качества можно развивать — научиться усидчивости, воспитать в себе качества, присущие лидеру, преодолеть брезгливость. Работа над собой приносит поистине удивительные плоды, надо только понять, в каком направлении надо продвигаться.
После предварительной «примерки» профессий ребенку надо собрать как можно больше информации о тех, которые его заинтересовали. Если ребенок имеет поверхностное представление о профессии, его надо расширить и углубить как можно раньше, чтобы делать выбор обоснованно. Очень хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдутся представители специальности, интересующей вашего ребенка. Взгляд изнутри — самый верный.
Выбор профессии немыслим без сбора информации об учебных заведениях, в которых можно получить желаемую профессию. Кроме того, будет нелишним востребованность представителен избранной профессии на рынке труда, уровни их заработных плат.
Собрав исчерпывающую информацию и обсудив ее с ребенком, вы… тактично удаляетесь, предоставляя ему самостоятельно принять окончательное решение.
Подсказывать и советовать можно, выбирать за ребенка — нельзя! При любых обстоятельствах окончательный выбор всегда должен оставаться за ним! Его жизнь, его профессия, его выбор! И не уповайте на то, что вы лучше знаете жизнь. Кое в чем ваши взгляды могут не только казаться ребенку отсталыми, но и быть таковыми.
От того, насколько чутки и мудры родители, зависит то, как начнет свой самостоятельный путь их ребенок. Как говорится: «Доброе начало полдела откачало».