Прежде всего, давайте разберёмся, что такое задержка психического развития (ЗПР). Строго говоря, в современной международной классификации болезней, принятой в России, такого диагноза мы не встретим. Но это не значит, что его не существует, просто ЗПР разделена на разные рубрики (например, расстройства развития речи и языка, расстройства развития учебных навыков, расстройства развития моторных функций, смешанные специфические расстройства психического развития) и входит в раздел, который называется «Расстройства психологического развития». Однако для удобства часто все эти сложные рубрики заменяются тремя буквами — ЗПР. Так стоит ли бояться этой аббревиатуры?
Родителям нужно знать, что задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. ЗПР характеризуется обратимостью многих расстройств, т.е. при продуманной реабилитационной и коррекционной работе прогноз развития ребенка относительно благоприятный.
Выделяют первичную и вторичную задержку психического развития. Дети с первичной задержкой психического развития обычно не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, врожденное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы, характерных для вторичной ЗПР (задержка происходит из-за врожденного недоразвития зрения или слуха). Здесь мы будет говорить о первичной задержке.
Как правило, основные трудности эти дети испытывают в социальной (особенно школьной) адаптации и обучении, вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы. Именно она является наиболее ярким признаком ЗПР: ребенку крайне трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. В свою очередь незрелость приводит к проблемам со вниманием (например, неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость). Часто нарушения внимания сопровождаются повышенной двигательной и речевой активностью. Всё вместе это приводит к нарушению восприятия, памяти, трудностям в построении правильных выводов. Так, например, ребёнок может испытывать трудности в узнавании знакомых предметов в непривычном ракурсе (например, малыш не узнает контуры предметов, нарисованных друг на друге), с трудом разучивать даже короткие стихотворения и очень быстро их забывать. И понятно, что его знания об окружающем мире будут недостаточными и ограниченными.
Задержка психического развития может варьироваться от легкой степени до выраженной. Однако для всех типов ЗПР характерны следующие признаки: запаздывание развития моторики, речи, трудности усвоения норм социального поведения, эмоциональная незрелость, неравномерность развития отдельных психических функций и, наконец, самое важное — обратимый характер этих нарушений.
При лёгкой степени задержки приобретение возрастных навыков запаздывает от общепринятых нормативов незначительно, а компенсация отставания происходит при небольших усилиях со стороны специалистов. Часто всю необходимую коррекционную работу могут проделать сами родители.
При средней степени приобретение ребенком возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, становление мелкой моторики, совершенствование коммуникативных взаимодействий задерживается более значительно. Дополнительно ребенок может испытывать заметные трудности во взаимодействии как со взрослыми, так и с детьми. В этом случае, чтобы компенсировать отставание в развитии, требуется гораздо больше времени, усилий родителей, а также обязательное участие специалистов.
При выраженной степени отставание в приобретении возрастных навыков значительно: такие дети очень поздно начинают ходить, позже формируются навыки опрятности и т.п. Наряду со значительным отставанием отмечаются разного рода нарушения соматического состояния — недостаточность мышечного тонуса, признаки гидроцефалии и гипертензии головного мозга и др. Здесь в обязательном порядке требуется помощь врачей, дефектологов и психолога.
Первые признаки ЗПР могут быть заметны в очень раннем возрасте (до 2,5 лет). Однако проявляется она в запаздывании созревания двигательных функций, поэтому обычно в этом возрасте говорят о задержке психомоторного развития.
При достижении ребенком 2,5-3 лет становится возможным выделение основных признаков, характерных для ЗПР (запаздывание развития моторики, речи, трудности усвоения норм социального поведения; эмоциональная незрелость; неравномерность развития). Поэтому обычно ЗПР как диагноз ставят, начиная с трёхлетнего возраста. Но всегда есть нюансы, кому-то этот диагноз может быть поставлен раньше, кому-то позже. По достижении ребенком младшего школьного возраста такой диагноз либо снимается (что происходит чаще), либо пересматривается.
Обычно внимательные родители уже к 2-3 годам замечают, что «что-то не так» в развитии их малыша. И встает вопрос: «Стоит ли обращаться за специальной консультацией?» Ответ очевиден: конечно, стоит. Даже если у ребенка лёгкая степень задержки, квалифицированные специалисты посоветуют, как с ним заниматься, подскажут возможные воспитательные подходы, а при необходимости порекомендуют посещение специальных занятий или специализированного дошкольного/школьного учреждения.
В первую очередь при подозрении на ЗПР родителям надо обратиться к неврологу и психиатру для уточнения диагноза, определения степени задержки, а также возможных причин и назначения лечения и дополнительных обследований при необходимости (например, электроэнцефалограммы). Следующим специалистом, к которому необходимо пойти, является дефектолог. Он поможет выбрать наиболее подходящие занятия или составит программу для занятий с ребенком в домашних условиях. При наличии речевых проблем также необходимо посетить логопеда. Не стоит забывать и о психологе, в его задачи входит работа с ребенком по преодолению эмоционально-волевой незрелости и введению в деятельность (например, ребенок в процессе занятий учится слушать и анализировать инструкции к заданиями и т.п.), по расширению кругозора, а также помощь родителям в выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком.
Некоторые дети с задержкой психического развития оказываются не готовы к обучению в школе. У них не сформирована личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению, отмечается недостаток знаний и представлений об окружающем мире, а также несовершенство учебных навыков для усвоения программного школьного материала. Такие дети не могут без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Также им трудно систематически соблюдать принятые в школе нормы и правила поведения. Учащиеся младших классов с задержкой психического развития быстро утомляются, особенно при интенсивной интеллектуальной нагрузке. Субъективные затруднения в усвоении учебного материала могут привести к отказу выполнять задания учителя как в классе, так и дома. Поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу с «хорошей» или «сильной» программой, родители должны оценить возможности своего будущего первоклассника, чтобы школа не стала для ребёнка пыткой.
Ещё раз хочется отметить, что задержка психического развития — не приговор. При правильном подходе и понимании потребностей и особенностей развития ребенка ЗПР вполне преодолима. Часто дети с ЗПР уже к началу обучения в школе этого диагноза не имеют и вполне успешно адаптируются как в школе, так и во взрослой жизни.