Логические игры для детей

Дети

Логические игры для детейЛогические игры нужны для развития мышления малыша. В этой статье мы предложим вам несколько несложных игр, которые помогают развитию таких логических операций, как анализ, синтез и обобщение, в которые можно играть в возрасте от 2 до 5 лет.

Для игр нам понадобятся некоторые пособия, которые легко изготовить самим.

Игра «Разрезные картинки»

Играть в эту игру можно, начиная с 2-2,5 лет.

Логические игры для детейНайдите и распечатайте (нарисуйте сами) в двух экземплярах изображение какого-нибудь простого и знакомого ребенку предмета, например, стула. Одно изображение разрежьте на три части по принципу: спинка отдельно, ножки отдельно, сиденье отдельно. Так же можно разделить на части чайник (носик, ручка, корпус), собаку или кошку( здесь уже 4 части — лапы, хвост, голова, туловище) и т.д. Сначала ребенку дают неразрезанную картинку. Взрослый берет себе части этой же картинки и показывает, называя их (спинка, ножки и т.д.). Повторение названий способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает развитию произносительных навыков. Ребенок повторяет название и показывает на своей картинке эту же часть предмета. Затем взрослый накладывает часть на целое изображение или предоставляет малышу возможность сделать это самому. Начиная с трёхлетнего возраста (в 2,5 года подавляющее большинство детей ещё не может собрать картинку даже из 3 частей) ребенок сам собирает из частей целый предмет по образцу. По мере развития малыша количество частей увеличивается, а изображения усложняются — это уже могут быть не отдельные предметы, а простенькие картинки из нескольких предметов. В этом случае принцип разрезания одной картинки из пары несколько иной. Обе картинки надо расчертить на квадраты (или прямоугольники). Очень важно, чтобы сетка на обеих картинках была одинаковой! Затем одну картинку разрезаем по линиям сетки и играем так же, как и в предыдущем варианте: вы показываете часть, ребёнок ищет ту же часть на своей картинке.

Игры с разрезными картинками способствуют развитию восприятия: ребенок учится целенаправленно рассматривать, изучать изображение, также он тренирует такие логические операции, как анализ и синтез. Ведь для того, чтобы собрать картинку из частей, важно, с одной стороны, представлять её целостный образ, с другой, понимать, где какая часть находится и как эти части стыкуются друг с другом.

Игра «Паззлы»

Логические игры для детейВсеми любимые паззлы можно начинать собирать вместе с ребенком, начиная с трёхлетнего возраста. Покупая паззл, тщательно подбирайте картинки, размер и количество частей. Для трёхлетнего возраста их должно быть не более 10, они должны быть большими, а сама картинка должна быть не слишком пёстрой и по возможности не иметь мелких деталей рисунка. Для четырех, пяти и даже шести лет подойдут наборы, состоящие из 16-32 частей. Разница лишь в размере частей (чем старше ребёнок, тем мельче части) и сложности изображения, в наличии в нём мелких деталей рисунка.

Паззлы так же, как и разрезные картинки, тренируют развитие восприятия, операции анализа и синтеза. Но собирать их несколько сложнее, т.к здесь уже нет образца, на который можно накладывать детали — часто изображение на коробке по размеру не соответствует размеру готового паззла, да и само изображение, как правило, более насыщено деталями.

Игра «Найди пару»

Суть игры в том, что к одной рукавичке, носочку, тапку или сапогу надо найти пару из предложенных вариантов. Помните, чем младше ребенок, тем из меньшего количества ему предлагают выбирать, тем проще рисунок, узор на предметах. В 2,5-3 года это могут быть 2-3 варежки разных цветов, например, образец — красный, а на выбор предлагают варежки синего, красного и белого цветов. Несколько позже можно добавить узор на предметах, использовать несколько цветов для раскраски предметов.

Ребёнку, который уже владеет карандашами, можно предложить раскрасить картинку так, чтобы она стала похожа на образец, или дорисовать некоторые детали. Так же хорошо развивает способность к сравнению игра «найди отличия». В 3 года малыш уже может найти и показать 3-4 отличия на очень простой картинке.

Играя в эту игру, малыш научится анализировать изображения, сравнивать предметы между собой.

Игра «Собери друзей»

Логические игры для детейЭта игра способствует развитию обобщения, операций анализа и синтеза. Представляет она собой квадратный лист картона, разделенный на 4 части, плюс наборы карточек различной тематики по 4 штуки на каждую тему (транспорт, посуда, мебель, круги, треугольники, квадраты, животные, птицы, рыбы, насекомые и т.д.). Размеры карточек должны соответствовать размеру ячеек на картоне. Этой игрой вы сможете пользоваться на протяжении нескольких лет. На первом этапе взрослый выкладывает на поле три из четырёх картинок одной группы и предлагает ребенку самому найти четвёртую. Постарайтесь объяснять малышу, что все предметы одной группы, собранные на листе картона, дружат, потому что они чем-то похожи. Например, все машины ездят и возят нас, а из посуды мы кушаем. Такую игру можно начинать с трёх лет. В три года малышу надо предложить выбор из двух — трёх картинок, в четыре он может выбирать уже из пяти — шести. Причём обязательно действия должны подкрепляться комментариями взрослого: «Молодец, здесь лежат все птицы, и ты положил птичку». Очень важно в этом возрасте не предлагать ребенку выбор из похожих предметов. То есть, если у вас группа домашних животных, не предлагайте ему карточку с диким животным. Постепенно можно расширять тематику групп, объединяя в них горячие предметы (солнце, лампочка, кипящий чайник, обогреватель, костер), холодные предметы (лед, мороженое, снег, снеговик), железные предметы, то, что летает или то, что плавает, ползает и т.д. Когда ребенок уверенно находит недостающую картинку, игра усложняется (примерно 3,5-4 года). Например, если в группе «посуда» кастрюля, тарелка, чашка — красные в белый горошек, то на выбор ребенку можно предложить четыре — пять мисок различной расцветки, среди которых одна будет такая же, как и группа, а другие отличаться раскраской (белая в красный горошек, вся красная, вся белая, белая с красными полосками и т.п.). К группе геометрических фигур, например, треугольников одинакового размера и цвета можно предложить несколько картинок треугольников и разного размера, и разных цветов. Это задание будет по силам ребенку в пять — пять с половиной лет.

Игра «Четвёртый лишний»

С четырёхлетнего возраста можно использовать и такой вариант игры: взрослый заполняет поле тремя картинками одной группы, и одной картинкой, к этой группе не относящейся. Ребенку надо найти лишнюю и заменить её на правильную, которую он выберет из нескольких предложенных. Побуждайте малыша объяснять свой выбор, спрашивая: «А почему ты выбрал эту картинку, а не другую?»

С карточками, которые вы собрали в результате занятий с ребенком 3-5 лет, переходим к Игре «Продолжи ряд». Цель этой игры — составление логических рядов, обнаружение закономерностей. Играть в неё можно, начиная с пятилетнего возраста. Как и в предыдущей игре, взрослый выкладывает первые три картинки сам. Завершить ряд должен ребёнок. Последовательность картинок может быть такая: от большого к маленькому, от маленького к большому, от высокого к низкому и наоборот, по возрастанию количества предметов на картинке или по убыванию. Например, в группе «животные» взрослый положил мышь, зайца, волка. На выбор ребенку можно предложить медведя, ежа и белку. Картинки домиков с различным количеством этажей также отличный вариант. Усложнять это задание можно такими группами: что едет быстрее, что тяжелее или легче, кто сильнее или слабее. Можно вообще дать ребенку все четыре карточки группы и предложить ему разложить их в заданном порядке.

Развитие мышления — процесс длительный и удивительно увлекательный. Сама жизнь даёт нам возможность учиться каждый день. Когда малыш спрашивает вас: «А почему?», обязательно отвечайте ему. Именно таким образом он придёт к пониманию, что у всего есть причины и следствия. И если после вашего ответа у ребенка появляются новые вопросы — это очень здорово. Тяга к знаниям у растущего человека огромна, и замечательно, когда рядом есть любящий взрослый, готовый поддерживать его любознательность.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Дети
Задержка психического развития насколько это страшно?

Прежде всего, давайте разберёмся, что такое задержка психического развития (ЗПР). Строго говоря, в современной международной классификации болезней, принятой в России, такого диагноза мы не встретим. Но это не значит, что его не существует, просто ЗПР разделена на разные рубрики (например, расстройс

Дети
Мой ребёнок не любит читать!

Всё чаще родители произносят эти слова. Сначала жаловались родители подростков, и это не удивляло. Потом добавились жалобы на семи- восьмилетних детей. Ну с этими, вроде, тоже понятно. Пришли в первый класс, читают с трудом, учителя не задерживаются на медленном слоговом чтении, на простых текстах —

Дети
Малыш и папа

В последние годы многие молодые отцы посещают курсы для беременных пар, осваивают техники общения с малышом, находящимся в утробе матери, практикуют совместные роды, но… тем не менее, чувствуют себя довольно растерянными и неумелыми после появления долгожданного первенца на свет.