С ранних лет жизни нужно учить ребенка взаимоотношению с окружающими его людьми, в частности со сверстниками. Навыки общения, которые получает ребенок еще в яслях, детском саду, во дворе будут полезны ему в будущем, когда он пойдет в школу. Зачастую эти знания и умения используются на протяжении всей жизни. И если не научить ребенка правильному общению со сверстниками – он на всю жизнь может остаться изгоем, который не может и не хочет жить среди людей.
Как правило, маленький ребенок с момента новорожденности, живо интересуется окружающими его людьми. Вначале – это родители и другие взрослые, но во дворе, куда его выносят и выводят на прогулку он сталкивается с такими же как и он, малышами. Родителям важно объяснить крохе, что эти детки, такие же, как и он. Поэтому для организации совместных игр и развлечений нужно с ними подружиться.
Для того, чтобы малыш лучше усвоил концепцию дружбы со сверстниками, родители должны подобрать специальную детскую литературу, где животные или дети начинают дружить друг с другом, а также детские мультфильмы о дружбе. Также родители могут поиграть с малышом в игру, когда, к примеру, кукла хочет дружить с плюшевым медвежонком и они вместе играют в веселые игры, в которые бы невозможно было играть в одиночку. К примеру, в мячик или в парные настольные игры. Так ребенку в игровой форме проще будет понять концепцию дружбы и межличностных взаимоотношений.
В старшем дошкольном возрасте среди детей завязываются более крепкие дружеские отношения, дети в садике или во дворе разбиваются на стихийные группы, основанные на взаимных симпатиях и интересах. Родителям в это время важно объяснить малышу, что разногласия между детьми – не повод для драк и конфликтов, что не стоит ненавидеть того или иного ребенка только за то, что у него другое мировоззрение или интересы. В этом возрасте дети еще очень непосредственны, они могут из-за мелочи вступать в драку или другие конфликты. Но точно так же, в этом возрасте зарождается очень крепкая дружба, которая способна существовать долгие годы.
В школьном возрасте межличностные взаимоотношения между детьми укрепляются. Если с раннего детства были заложены правильные основы взаимоотношений со сверстниками, в младшем школьном возрасте они основываются на совместной учебе и отдыхе. Во время обучения в школе, группы детей часто формируются на основе общих интересов, помощи в учебе, посещении секций или кружков. Наряду с родителями, в формировании правильного отношения к межличностным отношениям между детьми, в школьные годы принимают участие и педагоги.
Важно правильно направлять ребенка в дружбе и взаимоотношениях в детском коллективе. Объяснять, что не существует различий по интеллектуальному или материальному цензу. Если друг отстает, к примеру по математике, то это не значит, что от него нужно отвернуться. Подскажите малышу, что другу надо помочь подтянуться по тем из предметов, в которых он не успевает. Это означает, что если сам ребенок будет не справляться с какими либо дисциплинами в школе, ему с удовольствием помогут более сильные в учебе ребята.
С другой стороны, не все взаимоотношения в детском коллективе имеют конструктивную сторону. Если дети объединяются для того, чтобы вредить другим детям или портить имущество или для любого рода хулиганства и противоправных действий, употребления алкогольных напитков, курения – такие группы преподавателям с активной помощью родителей, следует вычислять и проводить педагогическую работу, направленную на разъяснение ошибок поведения.
Детям нужно объяснять, какие последствия от их действий могут быть в будущем. Следует добиться того, чтобы ребенок любого возраста понимал, что любой его поступок не останется не замеченным и получит резонанс в будущем.
Это касается как негативных поступков, так и положительных. Родители, а впоследствии и педагоги, должны объяснять школьникам, что если они хотят от окружающих их людей положительного отношения к себе, то следует точно так же вести себя и с другими. Если поступать эгоистично, завидовать, драться или воровать личные вещи, то кроме осуждения старшими, они могут добиться только того, что и сверстники будут с ними поступать соответственно.
Ребенок, не усвоивший правила общественного поведения, с ранних лет рискует остаться в одиночестве, когда никто не захочет иметь с ним дела. Поэтому для того, чтобы с тобой дружили и помогали в различных ситуациях, нужно быть щедрым, дружелюбным, готовым всегда прийти на помощь сверстникам. Это основа правил общежития не только в детском коллективе, но и в подростковом, а в последствии и во время взрослой жизни.
Спасибо большое за статью, все доходчиво и доступно, мне очень пригодилось для доклада на МО